Основатель Сахаджа Йоги

Сайты о духовности

Духовная литература

Йога ×
Йога через пробуждение Кундалини Каждый человек от рождения имеет скрытую духовную энергию, которая является отображением первозданной Энергии Вселенной. Ее называют Кундалини. Это энергия, которая, пробуждаясь, объединяет все чакры и дает нам Йогу, то есть "союз" со Всепроникающей энергией Вселенской любви. Она представляет Собой первозданную, преобразовывающую, исцеляющую силу, предназначенную для достижения нашей человеческой системой оптимального состояния существования. Открыть» Получите самореализацию! Самореализация ("атма сакшат кар", пер с санскрита "проявление своего духа") - это духовная трансформация человека, позволяющая соединиться с Абсолютной энергией. Этот союз, йогу осуществляет энергия Кундалини. Открыть»
О Сахаджа Йоге Основанная на современных знаниях и подтвержденная научными исследованиями, Сахаджа Йога позволяет через 2-3 месяца обучения добиться заметных позитивных изменений в здоровье, семейных отношениях и на работе. Открыть» Медитация Медитация – состояние сознания, в которое мы попадаем спонтанно, как только Кундалини проходит через Сахасрару-чакру. Это важное событие на тонком плане. Это и есть Йога, союз с Божественным и начальная стадия целиком нового осознания. Открыть»

Чакры и каналы - тонкое тело ×
Тонкая система Наряду с разветвленной нервной системой, отвечающей за восприятие физического мира, внутри человеческого организма находиться еще и так называемая тонкая система, регулирующая эмоциональное, интеллектуальное, психологическое и духовное существование людей. Данная энергетическая система, называемая также тонким телом, состоит из трех энергетических каналов, называемых нади, и семи основных энергетических центров - чакр. Открыть» Чакры Муладхара-чакра расположена у основания позвоночника с его внешней стороны. Главное качество Муладхары - невинность, которая формирует основу надлежащего (дхармичного) поведения. Свадхистана-чакра расположена на уровне аппендикса (на ширину ладони ниже пупка). Основополагающее качество Свадхистаны - это творчество. Открыть»
Каналы Существует три основных энергетических канала - левый канал (ида), правый канал (пингала) и центральный канал (сушумна). Они связывают между собой различные чакры нашего тонкого тела. Открыть» Чакры у древних славян Знание о чакрах существовало и в русском ведизме. Психоэнергетические центры, то есть чакры, имели славянские названия: Муладара - Исток, Свадхистана - Зарод, Манипура - Живот, Анахата - Сердце, Вишудха - Горло, Аджна - Чело, Сахасрара - Родник. Открыть»

Практика - методы очищения и самопознания ×
Общие сведения Этот раздел сайта является практическим справочником по очистке тонкого тела, а на этой странице перечислены основные методы практики. Открыть» Базовые методы Поднятие Кундалини и бандан. Балансировка каналов. Мантры. Утверждения (молитвы, аффирмации). Использование масел, использование плодов, использование музыки.Открыть»
Очищение чакр и каналов Методы чистки Муладхара-чакры, Свадхистана-чакры, Манипура-чакры, Войда, Анахаты-чакры, Вишудха-чакры, Хамса, Лалита и Шри-чакры, Аджна-чакры, левого канала, правого канала. Открыть» Лечение заболеваний Согласно традициям востока, причины наших духовных и физических недугов кроются в нарушении баланса тонкой энергетической системы человека, проявляющемся в истощении определенных энергетических каналов и нарушениях (блокировках) тех или иных энергетических центров – чакр. Открыть»

Вопросы и ответы ×
Практические рекомендации Ответы на вопросы в формате практических рекомендаций. Открыть» Методы очищения тонкого тела Ответы на вопросы по методам чистки тонкого тела. Открыть»
О Сахаджа Йоге Ответы на вопросы, касающиеся Сахаджа Йоги. Открыть» Разное Ответы на различные другие вопросы, не вошедшие в тематические разделы. Открыть»

Личный опыт ×
Получение самореализации В этом разделе размещены восемьдесят четыре истории личного опыта людей, получивших духовную самореализацию. Истории наполнены впечатлениями переживания этого бесценного опыта, а также описания изменений в жизни после этого события... Открыть» Поиск и другой опыт Шестьдесят четыре истории этого раздела повествуют о важных моментах в жизни людей, посвятивших себя поиску духовности. Эти рассказы не только не оставят равнодушными, но они, возможно, будут способны передать крупицы мудрости читателям... Открыть»

Статьи ×
Питание Статьи о правильном питании, как о неотъемлимом условии для эффективного самопознания и саморазвития... Открыть» Практика Статьи о практических методах в духовных практиках... Открыть»
Астрология Звезды и планеты — это не только объекты внешнего мира: они пребывают и внутри нас как путеводные огни нашей души... Открыть» Это интересно Статьи для общего кругозора, посвященные околодуховным темам... Открыть»

Падмасана. Необходимость использования, упражнения для освоения

Продолжаю делиться с Вами своим опытом, и на этот раз затрону тему о позе для медитации падмасаны, или позе лотоса. Признаться, медитирую я долгие годы еще со школьных лет (а сейчас я уже и не молод), и долгое время эту позу, мягко говоря, несправедливо игнорировал, полагая, что важнее в таких случаях состояние сознания, нежели положение тела. Однако несколько лет назад, регулярно занимаясь на тренажерах, решил так же время уделять и растяжкам, осваивая, например, такие сложные позы, как хануманасана, самаконасана, ну, и падмасана. Поставив себе цель научиться сидеть в позе лотоса около получаса, я неожиданно для себя осознал, что медитации в таком случае, оказывается, происходят намного глубже, если не сказать, радостнее и даже притягательнее.

Тут, наверно, стоит добавить, что тем, кто только начинает осваивать медитации (дхараны и дхьяны), эта поза будет не столь актуальна. Широко распространено такое мнение, будто, если человек сидит в лотосе, то он обязательно является реализованным йогином, но ведь йога - это про сознание, а не про бытие. И зачастую так происходит, что за внешними условиями проведения той или иной практики теряется сама ее суть. К сожалению, это одна из самых распространенных ошибок на пути духовных практик современного общества. Фокус внимания, призванного произвести изменения в сознании, рассредотачивается на организационных поверхностных деталях или даже на ритуалах, что наоборот, мешает этим изменениям.

Например, человек ради сбалансированной жизни и духовного роста решает каким-то образом ограничивать себя в еде, но частенько это приводит к усилению внимания на еде настолько, что он думает и говорит только о еде, значительно ограничив тем самым свое сознание, хотя сам этого даже не замечает. Или кто-нибудь, исполнившись принципами Карма-йоги, ради обеспечения благотворительности пускается в различные мероприятия по зарабатыванию денег, роняя тем самым свое сознание от уровня брамина до вайшьи, причем этого он не осознает, даже если ему подсказать об этом. Или, как в данном случае, если человек решил осваивать медитацию, прежде заботясь о позе для медитации или каких-то иных деталях антуража, то, в результате, ему будет значительно сложнее достичь исходной своей цели. Так что на основании своего наблюдения за опытом множества посвятивших себя духовному подвижничеству я бы рекомендовал осваивать эту позу только после опыта нескольких лет занятий медитацией, когда уже четко различимо, где суть, а где всего лишь форма. Но если уже есть за плечами многолетний такой опыт, то, на мой скромный взгляд, осваивать позу падмасаны уже просто необходимо.

Еще в древности поза лотоса падмасана являлась основной позой в йоге и для мужчин, и для женщин, но йогинями также часто использовалась поза сиддхасана. В Священных Писаниях постоянно упоминается, что для духовного совершенствования и самопознания необходимы практики в устойчивом положении, сидя со скрещенными ногами и с прямой спиной. И это объяснимо, так как положение тела, при котором ноги скрещены, а позвоночник выпрямлен, позволяет легче поднять наши внутренние энергии к верхним более тонким энергетическим центрам. Согласно канонам йоги, чем на более высокий уровень поднимается энергия человека, тем спокойнее будет его ум, тем сбалансированнее будет его психика, тем гармоничнее будет его поведение и тем более адекватную жизнь он будет вести.

Во время такой позы скелет человека выстраивается таким образом, что мышцам коры легче держать спину прямой. Для убедительности можно попробовать сидеть одну минуту просто в сукхасане (поза по-турецки), затем минуту в падмасане, а затем опять вернуться в сукхасану, и тогда станет очевидным, что падмасана облегчает работу мышцам спины.

С прямой спиной все понятно, но касательно скрещенных ног ответ на вопрос, для чего их скрещивать, выглядит не столь очевидным. Дело в том, что в теле человека, в основном, циркулируют две взаимосвязанные и противоположные друг другу энергии - это прана-вайю (энергия оживления и расширения) и апана-вайю (энергия потребления и выделения). Ни одна из них не является плохой, должен быть просто баланс между ними. Апана-вайю больше работает с тремя нижними энергетическими центрами выделения и потребления, а прана-вайю - с тремя центрами повыше, с центрами выражения себя за рамками потребления. И этого самого баланса быть не может, так как тонкое тело человека изначально из-за предпосылок, сложенных эволюцией, выстроено пирамидой или перевернутым конусом. Другими словами, на уровне нижнего энергетического центра Муладхара-чакры внутренняя энергия может активироваться очень быстро и насыщенно, а вот чем выше энергетический центр, тем таких возможностей меньше и меньше.

Это заложено в нашем индивидуальном сознании по той причине, что оно в прошлом своим вниманием было погружено лишь вопросами физиологического уровня, то есть внимание было на выведении из организма продуктов распада и обмена веществ, вопросами чувственного удовлетворения и обеспечения себя базовыми потребностями. В результате, в силу эволюции апана-вайю более развита, нежели прана-вайю, то есть наше внимание склонно концентрироваться на уровне нижних чакр, то есть на уровне плотских мыслей, желаний и намерений. Такова закономерность: где прана, там и внимание, но справедливо и обратное. А потому в побуждении самосовершенствоваться наше сознание стремится развивать качества, направляющие внимание на более высокие уровни, для чего как раз и необходимо приуменьшать влияние апана-вайю.

Именно это и помогает осуществлять падмасана, а потому еще в древности йогины выбирали именно эту позу. Если стопы ложатся на бедра, то голеностопы перекрывают каналы апана-вайю на бедрах, и тогда перекрываются потоки нижних энергий апана-вайю в землю, что способствует их перенаправлению вверх для взаимной циркуляции с высшими энергиями прана-вайю для раскрытия более тонких пранических энергий, работающих на более тонких верхних энергетических центрах. Все это приводит к тому, что внимание автоматически, самопроизвольно, то есть без усилий, перенаправляется на более тонкие фактуры, что, балансируя, успокаивает ум и очищает разум. Таким образом, падмасана - это прекрасный инструмент для трансформации (или как модно сегодня говорить, сублимации) наших энергий на более высококачественные уровни. И этим инструментом имеет смысл пользоваться во время занятий, когда востребовано устремление внимания на более высокие планы, то есть во время медитаций, молитв и тому подобных.

Все это уже немаловажно, но помимо этого падмасана привносит несколько существенных плюсов не только на тонком плане, но и в работе грубого тела. Падмасана усиливает гибкость тазобедренных суставов, раскрепощает колени и лодыжки, укрепляет копчиковый и крестцовый отделы позвоночника, укрепляет ободочную кишку, уменьшает избыточное отложение жиров и солей в брюшной полости, предотвращает сжатие внутренних органов, устраняет искривления в позвоночнике, способствует правильной осанке. Также падмасана активно способствует притоку крови к нижней части живота, нижним отделам позвоночного столба, что предотвращает застойные процессы и улучшает обмен веществ.

Освоение этой позы - это трудоемкий процесс, требующий много времени и волевых усилий. У всех людей этот процесс различается: кто-то даже за полгода не может закинуть стопы на бедра, а для кого-то будет достаточно одного года упорства, чтобы сесть в лотос. Поначалу, возможно, будет сложно сидеть даже дольше двадцати секунд, но со временем продолжительность позы будет нарастать, нужна только продолжительная, упорная и терпеливая практика, и ничего больше. Идеальным освоением считается сидение в позе в течение часа с комфортными для себя ощущениями, то есть с возможностью беспрепятственно концентрироваться только на внутреннем состоянии.

Эту позу нельзя выполнять при острых заболеваниях коленных суставов или бедер, при пояснично-крестцовом радикулите, при сложных формах варикозного расширения ножных вен. При вхождении в позицию не должно быть резкой боли в коленях (это поза не столько для разработки коленных суставов, сколько для тазобедренных). При сердечно-сосудистых заболеваниях не рекомендуется ее длительное выполнение.

Для выполнения этой позы необходимо сесть на пол с выпрямленными ногами перед собой. Затем следует согнуть правую ногу и положить ступню наружным ребром на пол рядом с левым бедром. Раскрывая пах и промежность разверните правое бедро наружу, стараясь при этом положить колено на пол. Подтяните ступню правой ноги к промежности, возьмите ее руками и, приподняв, положите на левое бедро. Затем, аккуратно помогая руками, положите стопу левой ноги на правое бедро. Поначалу будет трудно положить колени на пол, но со временем необходимо добиваться этого. Спину держите прямой, макушкой головы тянитесь вверх. Закройте глаза. Дышите ровно и спокойно. Продолжительность позы зависит от Ваших возможностей. Затем аккуратно раскрепостите ноги, вернувшись в исходное положение. Для обеспечения равномерного, то есть симметричного развития, обязательно повторите все упражнение на другую сторону.

Освоению позы способствует предварительный массаж ног. Кроме того, для этого освоения рекомендуется ежедневный комплекс, состоящий из нескольких более простых гимнастических упражнений. Но важно помнить, что и эти более простые упражнения следует выполнять постепенно и осторожно, чтобы, растягивая, не повредить мышцы. Во время их выполнения дыхание спокойное и размеренное.

Первое упражнение. Сидя, направить прямые ноги в стороны и производить поочередные наклоны к ногам, а затем, обхватив стопы руками и не сгибая ног, наклонять по возможности голову к полу.

Следующее упражнение. Сидя, согнуть ногу в колене, обхватив стопу руками, а затем подтягивать эту стопу руками к груди. То же самое сделать и с другой ногой.

Следующее упражнение. Сидя, прижать бедро к груди противоположной рукой, а одноименной рукой взять ногу за верхнюю часть стопы и, удерживая бедро у груди, выпрямлять ногу, насколько это возможно. Вторую ногу, лежащую на полу, не сгибать. Упражнение повторить с другой ногой.

Упражнение "бабочка" как вариант Баддха-конасаны. Сидя, приложить стопу к стопе и постараться развести колени как можно больше в стороны, не отрывая наружных ребер стоп друг от друга. В идеале колени должны лежать на полу. Можно при этом помогать руками, но не следует переусердствовать. Для усложнения можно производить наклоны корпуса вперед.

Следующее упражнение как вариант Джану-ширшасаны. Сидя, одна нога выпрямлена и лежит на полу, вторую согнуть и положить на пол так, чтобы пятка была в области промежности. Производить наклоны к выпрямленной ноге. Упражнение повторить с другой ногой. Для усложнения положить ногу на бедро выпрямленной ноги, стараясь опустить колено вниз, а затем производить наклоны.

Еще одно упражнение как вариант Пащчимоттанасаны. Сидя, выпрямить ноги и свести вместе. Произвести наклон к ногам с прямой спиной, обхватив пальцами рук большие пальцы ног и опустив локти на пол.





САЙТ В СОЦСЕТЯХ: