В скором времени наступят теплые дни, снег полностью отступит и появятся больше возможностей прогуливаться пешком на природе. Такие прогулки категорически необходимы не только тем, кому бы надо прорабатывать больные кости и суставы, дыхание, сердце или лимфу, не только тем, кто бы не против подвигаться, чтоб избавиться от лишнего веса, и даже не только тем, кто ищет в этом антидепрессант или средство повышения выносливости и дисциплины. Но пешие прогулки, на мой взгляд, являются прекрасным способом успокаивать ум и входить в глубокое медитационное состояние.
Особенностью нашего организма является взаимозависимость состояний его ума, праны и тела. Вялое тело, например, после обездвиженного сна притормаживает работу пранических тел, и если человек в такой ситуации садится в неподвижную позу для того, чтобы провести некоторое время в медитации, то слабая активность праны может поспособствовать сонливому состоянию ума настолько, что на бдительное внимание во время медитации рассчитывать не придется.
Сюда можно отнести и обратную ситуацию, когда ум после активной психоментальной деятельности либо тело после активной физической деятельности, возбуждают пранические тела, накопив внутри энергетический потенциал. В сидячей позе (когда тело не тратит энергию) этот потенциал преобразовывается в возбуждение праны - увеличивается пульс, дыхание, повышается температура тела. Если человек не может быстро регулировать энергии внутри себя на тонком уровне, то он обречен продолжительное время сидеть в медитации с возбужденным умом.
Но если тело в этих ситуациях (которые, кстати говоря, довольно часто случаются), будет занято простой, естественной и монотонной деятельностью, то есть ходьбой, то оно довольно быстро переходит в нормальный режим, что приводит к стабильности праны, а тогда автоматически и ум балансируется. Именно по этой причине Будда называл медитацию во время пешей ходьбы одним из верных способов развития осознанности, то есть того состояния ума, когда он в необходимой и достаточной мере контролирует чувства и наблюдает за тем, что происходит здесь и сейчас.
Пешая ходьба способствует осознанности еще и профилактически. Если человек во время выполнения такой базовой процедуры учится быть осознанным и внимательным, то это служит тренировкой тому, чтобы быть таким же осознанным и внимательным в любых других ситуациях, при выполнении и других каких-то действий.
Есть еще один важный момент. Человеку трудно пребывать в медитации продолжительное время, например, более получаса. Но часовые или многочасовые прогулки на природе по лесу или по паркам в случае культивирования такой привычки будут происходить легко, приятно и непринужденно, обеспечивая не только развитие способности осознанности, но и приведя плотное и тонкие тела в прочный и продолжительный баланс. Ум в таком случае приспосабливается довольно продолжительное время находиться в оптимально пассивном состоянии, без нужды не контролируя ситуацию. Ведь мы, люди, привыкли жить в возбужденном состоянии ума, то есть в плену нескончаемого мысленного потока, потому что наш ум проявляет себя не только тогда, когда его нужно использовать, но и совершенно всегда по надобности и без надобности.
При регулярных прогулках на природе у человека появляются привычные километровые маршруты, так что со временем ему даже не надо думать о выборе пути, заботиться о безопасности и удобстве прохождения. Так же со временем такой практик перестает отвлекаться по сторонам, реагировать на возмущающие обстоятельства. Все внешние факторы отвлечения ума просто исчезают. Остается только незыблемо ровное состояние сознания, при котором время пролетает незаметно. Вкусивший подобный вид продолжительных медитаций высоко их ценит и часто старается прибегать к ним при появлении возможности.
Поначалу такая практика может показаться нудной и скучной, но если поработать над ее регулярностью и относиться к ней не более как к медитации, то в скором времени это становится притягательной привычкой. Конечно же, самое важное условие для получения благого эффекта такой практики - это успокоение ума. И чем больше такое успокоение достигается, тем отдача от этой практики глубже, тем больше внутренних впечатлений она оставляет в душе. Отличнейшим средством для успокоения ума во время прогулки является пранаяма ходьбы, или враджана-пранаяма.
Техника ее выполнения не требует специальной подготовки или особых навыков, но результаты удивляют уже через несколько дней практикования. При выполнении не нужно гнаться за результатами, не нужно напрягаться, результаты придут сами собой в неспешной и естественной расслабленности. Эта чудесная практика может применяться при любых удобных случаях даже ежедневно. Я, например, ее практикую по возможности во время похода на работу или возвращения домой. Во время ходьбы просто сосредоточьте внимание на вдохах и выдохах, без напряжения увеличив их продолжительность, соизмеряя с шагами, а все остальное происходит автоматически. Дело в том, что если дыхание стабилизировать в медленном темпе, то это неминуемо успокоит ум настолько, что вы не будете думать ни о чем, кроме дыхания. Важное при этом предостережение - выбирайте для этой практики только такие маршруты, которые не требуют особого внимания для безопасной прогулки, то есть маршруты не должны, например, включать переходы через нерегулируемые проезжие части.
Итак, суть практики заключается в том, чтобы делать вдохи на четырех шагах левой ноги и на четырех шагах правой ноги, а выдохи на шести шагах левой и шести шагах правой ноги. Дыхание должно быть спокойным, ровным и полным, без задержек. Если сложно придерживаться такого режима, то для начала можно взяться за 3-5, или 4-5. Важно, чтобы не было напряжения, не было ощущения нехватки воздуха. Во время выполнения станет заметно, что при поднятии даже на небольшую вызвышенность держать ритм сложнее, а при спуске - легче, поэтому следует соответственно маневрировать. Со временем продолжительность увеличится. Начиная с 4-6, можно через неделю довести до 4-8, затем до 5-10, затем 6-12 и так далее. Необходимо держаться "золотой середины" - должны быть усилия по контролю дыхания, но не должно быть напряжения.
Продолжительность этой пранаямы поначалу должно быть не менее пяти минут, но с опытом регулярной практики время можно постепенно (по одной минуте) увеличить до двадцати минут, а затем через двадцать минут прогулки выполнить еще раз двадцать минут практики. Важно не спешить в наращивании практики, следует знать, что качества пранического (тонкого) тела совершенствуются очень медленно. Во время выполнения можно читать про себя молитву или мантру, но не следует ничего слушать, то есть стараться меньше воспринимать внешнее.
Во время выполнения пранаямы старайтесь внимательно наблюдать за своим дыханием и движением тела. Мысли или образы, которые при этом периодически приходят на ум, не должны завладевать вниманием. Представьте, что они - как будто облака, которые приплыли благодаря ветру и скоро уплывут дальше, или как будто это мимолетный запах, достигший носа, но который вскоре улетучится. Вы просто наблюдаете за мыслями или образами, при этом осознаете, что причины возникновения этих "облаков" или этого "запаха" не связаны с Вами, Вы к ним не имеете никакого отношения. Просто спокойно за ними наблюдайте, как за чем-то посторонним и не делайте никакие оценки или суждения. Тело совершает шаги, прана циркулирует в соответствии с цикличным и продолжительным дыханием, а Вы не вовлечены ни во что и просто наблюдаете.
Со временем, после регулярного практикования более полугода, можно будет заметить, что длительные процессы вдоха и выдоха происходят сами собой как раз в строгом соответствии с шагами, а такой режим держится всю прогулку. Можно будет также заметить, что в течение всей прогулки ум был совершенно свободен от мыслей. Описание испытываемого при этом блаженного состояния бессмысленно, так как практикующий знает, а непрактикующий не поймет. Но у последнего всегда есть право и возможность это попробовать.
»» следующая статья »» |
САЙТ В СОЦСЕТЯХ: |