Центральный канал - это канал Восхождения, канал эволюции, на санскрите звучит как Сушумна-нади. Через него проходит Кундалини, чтобы затем пройти через область родничковой кости (Брахмарандру) и соединиться с энергией Всепроникающей Божественной Любви. Сушумна-нади - это канал настоящего, только тот человек, Кундалини которого активно поднимается по этому каналу, может объективно воспринимать реальность, находясь в состоянии непривязанного свидетеля и в постоянной связи с Богом. Именно благодаря качествам центрального канала истинный искатель находит то, что ищет: не материальное благополучие и власть, а более естественное внутреннее ощущение наполненности жизни и единства со всем мирозданием.
Центральный канал также называется "срединным путем". Только будучи посередине между двумя крайностями, то есть в полном балансе, можно эффективно использовать свой потенциал для устремления к более высокому осознанию, способствуя тем самым своей духовной эволюции. При этом можно вспомнить историю с Буддой, который после шестилетних однонаправленных аскез благодаря услышанной цитате о натяжении струны пришел к выводу о необходимости пребывания между двумя крайностями. Находясь на берегу реки, Он услышал слова мастера, обучающего музыке своего ученика, о том, что слабо натянутая струна звучать должно не сможет, но сильно натянутая и вовсе порвется.
Существуют два крайних пути искательства: первый - когда искатель воздерживается с упорством и без какой-либо любви и жестко дисциплинирует себя; второй путь - когда искатель потворствует страсти и пресыщается своими желаниями. При первом пути он бежит прочь от удовлетворения желаний; при втором пути он бежит в их сторону. Ни на одном из этих путей искатель не найдет Царства Бога. Отход в сторону от центрального пути либо вправо (воздержание и строгая дисциплина), либо влево (потворство себе) отклоняет искателя от пути Дхармы, от пути мудрого равновесия.
Центральный канал начинается в месте расположения Кундалини у основания позвоночника и проходит вдоль спинного мозга к верхней чакре. Этот канал проявляется в человеке как парасимпатическая нервная система и управляет активностью, которая может происходить без участия внимания, без сознательного контроля - биение сердца, наполнение легкими воздуха, работа кровеносной системы по насыщению органов кислородом, рождение в уме мыслей. Вся эта спонтанная деятельность контролируется парасимпатической нервной системой и происходит естественно, без усилий со стороны человека. Подъем Кундалини и Ее активность, также как и любая другая духовная работа также спонтанны. Парасимпатическая природа срединного пути заключается в том, что Кундалини выше воли или контроля человека. Именно по этой причине во время процесса Самореализации Шри Матаджи выступает в качестве катализатора для активизации Кундалини.
Центральный канал отвечает не за прошлое или будущее, а за настоящее. Если левый канал заверщается в области суперэго, а правый - в области эго, то центральный канал завершается Брахмарандрой, приводя в лимбическую область Сахасрара-чакры. Когда Кундалини поднимается по центральному каналу и проходит через Сахасрару, то автоматически достигается состояние безмысленного осознания. Просветленное осознание можно достичь только благодаря настоящему состоянию медитации, и тогда больше не будет психоментальных крайностей, а это достигается в том числе и очищением центрального канала.
Центральный канал прерван на уровне третьей чакры Манипуры, место этого разрыва еще называют океаном иллюзий (или Бхава-сагарой). Так что обычно люди действуют, руководствуясь либо своими эмоциями, впечатлениями, ассоциациями (левым каналом), либо своей мыслительной логикой (правым каналом). Но действовать спонтанно, то есть "действовать в бездействии", можно только посредством центрального канала, благодаря активизации энергии Кундалини. Активизированная Кундалини заполняет своей энергией океан иллюзий, позволяя пересечь его.
![]() ![]() |
Когда центральный канал находится в хорошем состоянии, жизненные взгляды естественным образом становятся благоприятны согласно общечеловеческим принципам морали. И тогда все поступки, будучи сбалансированными, будут способствовать процветанию. Человек будет действовать интуитивно верно, и его действия всегда будут направлены на благо как его самого, так и окружающих людей. И этот баланс будет являться ключом к восхождению, потому что, предотвращая скатывания на правую или левую стороны, чистое внимание будет направлять всю энергию на то, что возвышает и способствует духовной эволюции.
Но если центральный канал слаб, если его возможности не используются, то это может приводить к проблемам. Дело в том, что решения в таком случае принимаются на основе влияния либо мышления, либо опыта, то есть стереотипов. Такие решения могут быть как верными, так и неверными. Пренебрегая качествами центрального канала, нас могут одолевать неуравновешенные состояния, когда трудно достичь абсолютной тишины ума. Опыт часто нас ограничивает, а ум может обманывать, но центральный канал позволяет выйти за эти рамки.
Для соблюдения баланса центрального канала необходимо учиться к решению любой задачи находить сбалансированный подход, оставив любые крайности, отложившиеся в сознании стереотипы и наработанные привычки. Довольно часто сбалансированным подходом является некое компромиссное решение, основанное на мудрости и интуиции в ущерб определенным амбициям. Средством предотвращения от ухода в крайности является стремление по всем вопросам применять гибкий и обстоятельный подход без использования грубых и закостенелых штампов, способствующих фанатизму, начиная от социально-политических тем и заканчивая семейно-бытовыми и даже философскими вопросами. Кроме того, при решении вопросов нужно чаще заниматься интроспекцией, то есть больше сосредотачиваться на своих действиях, а не на действиях других.
Центральный канал играет важную роль в нашей связи с "коллективным бессознательным". Это понятие, предложенное К.Г.Юнгом, олицетворяет набор врожденных ценностей и образов (архетипов), являющийся общим для всех независимо от национальной, культурной или еще какой принадлежности. Ученый описывает так называемый процесс индивидуации как естественный процесс развития личности, при котором сознание человека, открываясь коллективному бессознательному, осознает свое истинное "я". Другими словами, качества этого человека бессознательно преображаются врожденной Всепроникающей энергией. Поднимаясь по центральному каналу, Кундалини достигает Сахасрары, что дает состояние истинной медитации, состояние осознания себя без мыслей, состояние абсолютной тишины. При этом, в отличие от любого транса, полностью сохраняется способность осознавать происходящее. Именно в таком состоянии, выходя за пределы своего сознания, человек и входит в область коллективного бессознательного.
Так называемый процесс индивидуации как раз и представляет собой Самореализацию, когда сознание человека раскрывает для себя свою истинную природу быть неотъемлемой частью единого целого, колективного и сверхсознательного. При этом Кундалини также автоматически балансирует все чакры, решая проблемы левого и правого каналов. Когда Она пересекает родничковую область на вершине центрального канала, тогда человек способен познать также и безграничный внутренний мир своего тонкого тела. И это просветление, или Самореализация, - лишь начало великого путешествия. Активизация Кундалини - это простой и абсолютно безопасный процесс, доступный всем желающим.
Саттва гуна![]() Область центрального канала предопределяет для человека сбалансированное состояние, или саттва гуна. Саттва Гуна является измерением, посредством которого Божественность стремится постепенно обнаруживаться в космосе, обусловливая вселенскую эволюцию и посылая аспекты Самого Себя в качестве Божественных Инкарнаций, чтобы вести человечество по срединному пути. Она является, таким образом, состоянием баланса, интеграции и раскрытия, выше и вне колебаний между Раджа и Тамо Гунами. Она является гегельянским синтезом и выражена человеком как музыкальная гармония и в ритмических шедеврах архитектуры, таких как пирамида Хеопса и Тадж Махал. Каждое проявление совершенства в искусствах и философии является проявлением Саттва Гуны. Путь Джнана йоги, йоги осознания, собирает внимание субьекта на Сушумне, который является выражением саттвического измерения в каждом из нас. |
САЙТ В СОЦСЕТЯХ:![]() |