|
Анахата-чакра расположена позади грудины, в спинном отделе позвоночника на уровне третьего и четвертого грудных позвонков. Это сердечный энергетический центр, аккумулирующий в себе энергию возвышенных чувств и переживаний. Это "срединный" узел в чакральной системе между тремя нижними чакрами, ответственными за взаимодействие с миром материальным, и тремя верхними чакрами мира духовного.
|
Итак, название "Анахата" переводится с санскрита как "неразрушимый звук". В основе этого слова содержится корень "Ахата" как "неуничтожаемый", и неслучайно то, что на физическом уровне центр напрямую связан с железой, именуемой тимусом (вилочковая железа), расположенной в загрудинной области, то есть в области проекции центральной Анахаты. А это очень важный орган, являющийся, по сути, центром иммунитета, или согласно названию чакры центром отпора и защиты от уничтожения. В этой железе происходит дифференцировка и созревание тимусных лимфоцитов, играющих важную роль в формировании иммунологического ответа и защиты организма. Медицинские исследования подтверждают, что блокировки на этом уровне приводят к тяжелым заболеваниям стрессового характера, к аутоиммунным болезням (связанными с тем, что собственная иммунная система воспринимает свой организм, как чужой, и разрушает его), к различного рода иммунодефицитам, раку и другим.
Антитела, которые способствуют иммунной защите, формируются в детском возрасте в грудине. До двенадцатилетнего возраста антитела растут, множатся и, в конце концов, распределяются по всему организму. Благодаря им человек может противостоять любому внешнему воздействию на его организм. Эти антитела умеют бороться, у них есть уверенность, и они знают, кто их враги. Вся эта информация заложена в них. Если в человека вторгается что-то нечистое и враждебное, например, через пищу, слова, поступки, магию, то эти тела объединяются и сообща ведут борьбу со вторжением.
Анахата-чакра имеет двенадцать лепестков. Ее янтра представляет собой двенадцатилепестковый лотос, в который вписана гексаграмма, являющая собой уравновешивающее единение сил Шивы (треугольник вершиной вверх) и Шакти (треугольник вершиной вниз). Шива - это чистое сознание, ведущее к благости, а Шакти - это божественная энергия, посредством которой это сознание проявляется.
Стихией сердечной чакры является элемент воздуха, поэтому считается, что эта чакра позволяет человеку управлять дыханием и праной. Анахата-чакра связана с энергией Прана-вайю.
Цвет чакры - пурпурный, как сочетание оттенков красного (из-за влияния нижних чакр) и синего (верхних чакр). Некоторые авторитетные йогины-практики утверждали, что цвет у нее синий (как, например, Падмасабхава), но такое может происходить из-за энергетического влияния ближайшей Вишудха-чакры. Многие цветом считают зеленый, но такое определение исходит из ошибочного представления о том, что цвета чакральной системы должны соответствовать цветам радуги.
Анахата-чакра отвечает за чувство осязания. Танматрой является "спарша" (наличие осязания). Считается, что у человека с сильной Анахата-чакрой автоматически углубляется природа чувств, ответственных за три нижние чакры (обоняние, вкус и зрение), в том плане, что органы этих чувств воспринимают искусственное как неестественное и отторгаемое. Такой человек не использует искусственные ароматы (духи, одеколоны), искусственные усилители вкуса (специи, приправы), искусственные предметы красоты, а предпочитает натуральное.
Когда Анахата-чакра очищается, человек становится более бесстрашным и сильным, начинает больше доверять себе, своим способностям исправлять собственные ошибки. Он больше любит и себя, и других, поскольку осознает, что Дух в его сердце един с Духом в других сердцах. Его сердце открывается как у детей, в результате чего постоянно испытывается состояние радости.
Анахата-чакра отражает сердце. На уровне этой чакры человек учится воспринимать божественное присутствие в реальности не просто умственными концепциями, что было характерно для Манипура-чакры, а ощущениями сердца. Благодаря чакре он осознает, что истинное служение Богу не в ритуалах, а в приятии мудрости божественного проявления посредством любви. Если Анахата-чакра работает хорошо, то она позволяет чувствовать любовь Бога и самому излучать эту любовь.
Открытая сердечная чакра дает такие качества как безусловная любовь, глубокое сострадание к себе и к другим (не путать с жалостью), стремление помогать всему миру, великодушие, дружелюбие, наличие в поведении чуткости и мягкости, умение строить гармоничные отношения с близкими. Такой человек известен среди знакомых как верный добрый друг, как человек с открытым сердцем, готовый бескорыстно прийти на помощь.
Чувственная любовь чакры обращена не только к окружающим, но и к самому человеку. Энергия этой чакры дает осознание, что любое живое существо является носителем Божественного Света, она дает возможность реально ощущать целостность Бытия, а потому возникающие чувства сострадания и любви относятся также и к самому себе в равной доле, как и к другим. Такой человек, как правило, наполнен доверием к другим, так как особо не разделяет это доверие с доверием к самому себе. С одной стороны, такая позиция зачаточной духовности является наивной, но, с другой стороны, она способствет чувству бесстрашия, уверенности и открытости.
Центральная часть Анахаты-чакры как раз и регулирует чувство защищенности и безопасности. В Библии упоминается, что страх - это грех. Если у человека есть страх, то этим он совершает грех против самого себя и против Бога. Если Всемогущий Бог может решить все проблемы, а каждый человек находится под Его покровительством, то тогда нет никакого смысла бояться. Страх указывает на отсутствие веры в то, что Бог могущественен. В тот момент, когда человек пугается, этот центр начинает быстро вибрировать, давая всем антителам активизирующий сигнал о возникновении опасности и необходимости ее устранения. Слабая сердечная чакра, заставляя испытывать страх, не позволяет принимать смелые и решительные действия, испытывая при этом радость новых открытий. И наоборот, уверенность в себе дает силы не поддаваться внешним отвлекающим факторам в виде страхов, сомнений и смятений, что значительно усиливает опоры по жизни.
Левый аспект Анахата-чакры является местом пребывания Духа, или истинного "я". Обычно человек склонен ассоциировать себя с общественным статусом, с должностью, с родом, с принадлежностью к какой-то социальной группе, но не с самим собой, со своим истинным "я", то есть со своим Духом. Левый аспект чакры как раз позволяет освободиться от подобных ложных отождествлений и ощутить свое единство со своей истинной природой, что дает возможность испытывать радость (ананда) без зависимости от внешних обстоятельств. Это состояние поднимает сознание выше мирской и часто пустой суеты жизни в область полного блажества, источником которого является просто наше существование и наше пребывание "здесь и сейчас". Такое состояние дает осознание, что наш Дух един с Духом всей Вселенной, с Духом каждого живого существа, и это автоматически наполняет вселенской всеобщей любовью ко всем. В детстве каждого человека его мать оказывает очень большое влияние на левый аспект чакры, поскольку она ответственна за развитие у ребенка в раннем детстве чувства защищенности и любви.
Правый аспект Анахаты-чакры связан с чувством ответственности и долга, исходящие из любви левой и сострадания центральной Анахаты. Хорошо развитая правая Анахата позволяет наслаждаться ощущениями выполненного долга или обязанностей, направленных на проявление заботы и любви к другим. Этот аспект чакры отражает способность мужчины выполнять обязанности сына, брата, отца и гражданина, а также отражает взаимоотношения сына или дочери со своим отцом. Взаимоотношения с родителями, а также собственные качества отца или матери влияют на общее чувство благополучия и способности ощущать безмятежность и мир внутри себя. Очень важно уважать своих родителей, прощать им их ошибки и поддерживать отношения с ними. Очень важно, чтобы и наши дети уважали своих родителей.
Если у человека переизбыток внимания на этой чакре, то это, как правило, приводит к привязанностям. Главный урок, который преподает эта чакра - это умение отличить любовь от привязанности. Истинная любовь - это не эмоция, это состояние души. То, что мы называем любовью как противоположности ненависти, на самом деле, является привязанностью на основе выбора чувств. В нашей современной цивилизации любовью принято называть то, что доставляет удовольствие чувствам. Если человек любит шоколад из-за его сладкого вкуса, или любит другого человека, потому что тот добр, красив и практичен, то это не любовь, а привязанность, возникшая в результате потребительского предпочтения чувств. А эти привязанности, в конечном итоге, являются источниками боли разочарования и одиночества. А истинная любовь привносит в жизнь радость, внутреннее удовлетворение и покой ума, это светлое возвышенное чувство, возносящее на небеса духовного блаженства.
Любовь (как истинное качество Анахата-чакры) связана с желанием отдавать. Просветленная Манипура-чакра учит человека главному своему принципу: "Щедро отдавая - получаешь"; подобно этому Анахата учит: "Безусловно и бескорыстно любя - наполняешься". Привязанность возникает в результате потребительского стремления заполнить свое сердце теплотой снаружи, то есть она вызвана внутренней пустотой. Но чистая и сильная Анахата-чакра наполняет сердце человека, и это изобилие "просится наружу", чтобы наполнить ею других. Такой человек не ищет любви извне, вместо этого он распространяет любовь вокруг себя, потому что воспринимает это чувство как изначально существующее в нем.
Человек ищет любовь вокруг, а не внутри себя, когда пытается восполнить внутреннюю пустоту посредством внешнего. Тогда он пытается заполнить себя через близких, через друзей, тем самым становится зависимым от них, а это и создает привязанность. Он желает, а иногда даже требует, чтобы любили его, вместо того, чтобы самому бескорыстно дарить любовь вокруг. Такая привязанность, как зависимость от других, неизбежно приводит к обидам и претензиям, ревности и мести, потому что ограничения в свободе для любой души неестественны, и она пытается найти выход через эти негативные чувства.
Привязанность сковывает человека, потому что он боится потерять объект привязанности. А любовь, наоборот, предоставляя свободу объекту любви, приносит любящему независимость, легкость и отсутствие страхов. Потому и считается, что страх - это противоположность любви, так как страх - это следствие привязанности. Таким образом, главные качества Анахата-чакры - это чистая безусловная любовь и бесстрашие, и эти качества неотделимы друг от друга.
Если человек постоянно склонен к привязанностям, если он закрыт в общении с другими, если ему не хватает доверия к другим в силу страха получить душевную боль, то это говорит о блокировке Анахата-чакры. Страх, тревожность и недоверие не позволяют человеку открывать новые страницы постижения жизненного опыта, а это неминуемо приводит к застою и бессмысленному существованию. Не следует остерегаться возможной душевной боли, которую уже когда-то испытывал, потому что то, чего человек избегает, как правило, к нему и притягивается. Кроме того, раскрытие Анахата-чакры через выражение любви, сострадания, доверия и открытости излучает такой поток исцеляющей энергии, что все сердечные раны прошлого и даже разочарования и расставания в настоящем перестанут быть значимыми.
Важно культивировать в себе разумную меру принятия и доверия ко всем и ко всему, при этом не завышая планку ожидания результатов своих действий и окружающих обстоятельств. Не следует бояться ошибок, нужно их воспринимать как необходимые уроки на пути духовного роста. Важно также понимать, что все временно и преходяще, что все созданное обязательно разрушится, так что нет смысла привязывать себя к чему-то или к кому-то, полагая, что так будет всегда. Важно видеть источник счастья не в объектах любви, а внутри себя самого, внутри своего сердца. Любовь приносит огромное счастье, если оно исходит от щедрого и свободного сердца.
Если человек податлив к страху, если он труслив, неуверен в себе и нерешителен, то это указывает на то, что пораженная Анахата-чакра не способна выделять достаточное количество антител, чтобы побороть все страхи. Это приводит к заболеванию легких и сердца. Часто это связано с тем, что в детском возрасте его пытались воспитывать методом запугивания, и впоследствии ему не хватает чувства безопасности, он страдает фобиями. Стабильного чувства уверенности у него могут лишить и учителя в школе, и даже посторонние люди, поэтому очень важно чаще общаться с детьми, стараться понимать их и учить их тому, что не следует чего-то бояться или о чем-то беспокоиться.
Часто так бывает, что ребенок, возвращаясь из школы, не знает, застанет он дома маму или нет. Мамы слишком заняты, их часто не бывает дома, когда это нужно ребенку, матери не улыбчивы, не проявляют терпимость к своим мужьям, часто выказывают свои бурные эмоции. Часто матери пытаются использовать своих детей для так называемого эмоционального шантажа, рассказывая им, как с ними обращаются их мужья, и о всех своих неурядицах с мужьями. Такое может происходить в очень раннем возрасте у ребенка, и, конечно, такие дети, в результате, становятся левосторонними и неуверенными в себе.
У ребенка этот центр поражается, когда в доме постоянно бывают ссоры между мамой и папой. Из-за этого он чувствуют, что родился в доме, полном ненависти, неуверенности и страха, поэтому муж и жена никогда не должны допускать ссор в присутствии детей. Центр также блокируется, если мать - очень властная женщина. Еще губительней на сердечный центр ребенка сказывается властность отца. Безнадежность, неуверенность и опасения, появляющиеся в результате этого в раннем возрасте, превращаются затем в серьезные эмоциональные проблемы.
Если отношения между матерью и ребенком неправильны, или если мать умерла в очень маленьком возрасте ребенка, или если мать послужила причиной эмоциональной травмы для ребенка, то у него эта чакра может заблокироваться. Кроме того, если во взрослом возрасте сын (или дочь) допускает неуважительное отношение к матери, то это автоматически негативно сказывается и на чувстве самоуверенности сына или дочери, так как таким отношением энергетически блокируется левый аспект этой чакры безопасности.
Если жена не доверяет мужу, если муж - бездельник и лавелас, то это наносит серьезный ущерб принципу ее материнства, из-за чего может ослабнуть ее Анахата-чакра, что может привести к физическим проблемам, например, у нее может развиться рак молочной железы, респираторные нарушения и эмоциональные расстройства. Но может быть и такая ситуация, что различные подобные сомнения и опасения у женщины лишь вымышлены, воображаемы и не имеют связи с реальностью, но и в таком случае ее Анахата-чакра блокируется, создавая те же последствия на физическом здоровье, хотя причины со стороны мужа отсутствовали.
Если отец избегает ответственности или берет на себя чрезмерую ответственность, то блокируется его правая часть Анахаты-чакры, представляющая принцип отцовства. Если у человека плохие отношения с отцом, или же у него не в порядке собственный принцип отцовства, то может возникнуть такая болезнь, как астма. Как правило, можно определить, что у человека нет отца, по его робости, неуверенности, застенчивости. Люди, не знающие своего отца, могут стать весьма своенравными, скрытно распущенными и пессимистичными. У тех же, кто потерял своего отца, как правило, нет этих качеств, однако они лишены должной дисциплинированности, которую мог бы дать отец, и у них может быть несчастная и полная разочарований жизнь. Такие люди неуравновешенны, они могут сурово обращаться со своими детьми или, напротив, быть с ними очень мягкими и баловать их.
Человеку, не имеющему отца, следует знать, что его отец - Шри Рама, кто одной стрелой способен уничтожить любую проблему или препятствие. Такому человеку не следует беспокоиться. Если его отец умер, то этому человеку лучше обратиться к душе отца, чтобы тот не беспокоился за него, что у него все хорошо, и попросить оставить его в покое, родиться снова, не привязываясь к этому месту.
Правый аспект Анахаты-чакры блокирует также высокомерное и безрассудное поведение и непозволительное доминирование. Человек с блокированной правой Анахатой в вопросах отвественности склонен переходить к крайностям, становясь либо совершенно безответственным, либо слишком деятельным и суетливым по причине не столько любви к другим, а сколько из принципиально чрезмерной ответственности.
У мужчин эта чакра может быть блокирована, если они были на войне и повидали страшные вещи. Такие мужчины могут быть чрезвычайно эмоциональными, их легко могут обвести вокруг пальца люди, умело использующие их эмоции.
Предлагаем цитаты из лекций Шри Матаджи О привязанности и о страхе. |
Люди могут непрестанно до блеска чистить свой дом, но если им нужно поговорить с пришедшим к ним человеком, то они будут разговаривать с ним через порог, чуждаясь от него из-за неуверенности, стеснения, каких-то психологических зажимов или даже фобий. Причина этого - слабость центрального сердца.
На слаженную работу этого центра может повлиять привычка после очень горячей ванны сразу принимать холодную. Кроме того, многие надевают, особенно летом, на голое тело одну рубашку, но мужчинам нужно что-то поддевать под рубашку, иначе в случае испарины у него может возникнуть нарушение в сердечном центре.
Сердечный центр блокируется в результате различных эмоциональных стрессов, которым подвергаются люди. Самый большой страх испытывают люди, которые считают, что они совершили большое множество ошибок, что они не смогут получить реализацию, что они обречены и пойдут в ад. Ни один человек не идет в ад, если он того не хочет.
Отсутствие веры в Бога поражает центральный аспект Анахаты-чакры так же, как и поражает, наоборот, слепая вера в Бога. Кроме того, центральный аспект сердечной чакры блокируется из-за отсутствия внимания, направленного внутрь, из-за отсутствия интереса к собственной сущности, из-за действий, направленных против Бога.
Методы чистки Анахата-чакры приведены на следующей странице.
Центральный аспект Анахата-чакры - центр храбрости, бесстрашия, уверенности в Боге, в собственном Духе, мобилизованый при помощи анител на борьбу с вредными внешними факторами. Анахата-чакра расположена как раз на уровне тимуса (вилочковой железы), в котором происходит созревание, дифференцировка и иммунологическое "обучение" T-клеток иммунной системы. Кстати, "тимус" этимологически соотносится с "thymis" (в переводе с древнегреч. - "Дух").
В Бхагавад-Гите написано: "Бог пребывает в сердцах всех существ", а в Упанишадах: "В сердцах обитает Атман, Дух. В центре ста одного маленьких каналов... В них движется... дыхание". На тонком плане Анахата-чакра контролирует сердце и легкие, что подтверждается китайской традицией, где утверждается, что сердечный орган подчиняется командам центрального сердца, в то время как легкие существуют как результат работы центрального сердца.
В индуистском символизме Атман изображен как пламя над центральной Анахата-чакрой. Также, несмотря на сильное противостояние иезуитов, римская католическая церковь представила в XVII веке образ Священного сердца Иисуса с пламенем на вершине, и Христос стал "Королем сердца". Дух был описан Иисусом как сокровище. Он сказал: "Где ваше сокровище, там будет и ваше сердце" (Лк, 12:34; Мат, 6:21). Следовательно, в духовной доктрине классической Церкви сердце - место пребывания души, центр божественной любви.
В апокрифических Евангелиях описано, что Бог не пребывает в храмах, построенных рукой человека. К познанию Духа внутри человека призывали греки: "Человек, познай в себе себя, открой в себе Бога, неизвестного тебе!" Он останется неизвестным до тех пор, пока мы будем искать Его вне самих себя. Ориген говорил о том, что христианский идеал - это "стать внутренне объединенным человеком". Бонавентур (1217-1274) верил, что мы найдем образ Бога, отраженным "в нашем внутреннем мире". "Когда христианин, - писал он, - углубляется в свое собственное 'Я', он переносится в экстазе над интеллектом". Духовное совершенствование человека не происходит, пока он не проявит своего участие в этом, как подчеркнуто в Коране: "Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними" (Коран 13,12). В Исламе есть распространенное выражение: "Кто знает самого себя, тот знает и Бога". Поиск внутреннего "Я" (Духа) сравнивается с хождением вокруг Каабы, представленной в качестве Высшей Реальности: "Ходя вокруг Аллаха, вы вскоре позабудете себя... Как будто вы были трансформированы в частицу, которая постепенно тает и исчезает. Это абсолютная любовь и вершина".
В Евангелии от Аквариана сказано: "Место встречи Бога с человеком в сердце... И люди попросили научить их познать того Святого, который говорит внутри сердца". В Тибетском Евангелии, собранным Нотовичем, есть строки: "Исса обучал язычников, что они не должны стремиться увидеть вечный Дух глазами, а постараться воспринять Его сердцами". Цитата также есть в тибетском манускрипте, который видел Рерих в одном из своих вариантов: "Исса обучал, что люди не должны стремиться узреть Вечный Дух своими глазами, а должны почувствовать Его сердцем, и стать чистой и достойной душой".
Гностический учитель Моноим утверждал в своем письме Теофасту: "Ищи Бога изнутри самого себя и узнай, кто есть тот, кто полностью присваивает все вещи в тебе... И узнай, откуда печаль, радость, любовь и ненависть... И если ты тщательно исследуешь это, ты откроешь Самого Бога, единение и множественность, в самом себе". "Войдите в себя и найдете там Бога, ангелов и Царство", - говорили мастера духовной жизни. И Антоний Великий (умер в 356 году) настоятельно советовал: "Познай самого себя", так как "никто не может познать Бога, если он сперва не познает себя". Спустя века, Серафим Саровский сказал о сердце как об "алтаре Бога", о месте Его пребывания.
Джером отметил, что "Платон разместил душу в голове, Христос поместил ее в сердце". Несмотря на это утверждение, когда этот греческий философ повествовал в своем произведении о создании Богами человека, то писал следующее: "Это часть низшей души, которая наделена храбростью и страстью, и которая любит разногласия, обитает около головы, между животом и шеей". Между животом и шеей находится сердце, а храбрость и страсть, и любовь к битве с врагами точно определяет Анахату-чакру.
В древних христианских рукописях написано: "Если человек хочет видеть Бога, он всего лишь должен быть чистым в сердце". Конечно же, это высшая цель, направленная на объединение человека с Создателем достигается посредством Самореализации, что есть знание своего истинного "Я" (Духа), или же, так как это расположено в сердце, посредством познания сердца, "gnisis kardeas" (в переводе с древнегреч. - "мудрость понимающего сердца"). А в одном гностическом тексте даже сказано: "Вы - дети понимающего сердца".
Немецкий граф Николас Людвиг фон Зинзендорф (1700-1760) был уверен, что "вера и ни в мыслях, и ни в голове, а в сердце; это свет, отображающийся в сердце". Шуон объяснял: "В учении каждой начальной традиции орган Духа, или же основной центр духовной жизни - это сердце". Также Лосски написал, что "в аскетической традиции христианского востока сердце - это центр человека.., место, от которого проистекает вся духовная жизнь, и на котором она сходится". Йоханн Дэниел Милиус верил, что камень философов (Дух, "Я") расположен в "punctum cordis" (в переводе на лат. - "сердечный центр").
Египетский текст времен Новой Империи повествует о том, что "человеческое сердце есть его Бог". В Иране люди также верили, что Божество Воху Мана (в переводе с авест. - "благая мысль") жило в человеческом сердце.
Хадис (откровение Пророка) признает присутствие Бога в сердце: "Небеса и земля не могут содержать Меня, но Я есть сердце Моего верующего слуги". Пророк сказал: "Защищай Бога в своем сердце, тогда Бог защитит тебя". "О, счастливый человек", - поет Джами, - "чье сердце было освящено молитвой". Следовательно, суфизм признает господство сердца (в переводе на араб. - "qalb"). В IX веке персидский суфий Бистами выразил такую "дерзость", которая могла бы привести его к смерти, когда утверждал, что открыл Бога в своем собственном сердце. В Исламе "все становится проявленным в нас самих в оке сердца" (в переводе на араб. - "ayn al-qalb"), к которому в мусульманском мистицизме относятся как к духовному органу и месте пребывания божественного Несозданного. Великий суфийский мастер аль-Халлай говорит: "Я видел Бога оком сердца. Я сказал: Кто Ты? Он ответил: Ты". И ибн-аль-Араби добавил "Когда вы знаете самих себя, ваше 'Я' исчезает и вы знаете, что вы и Аллах едины и одинаковы". Согласно иранской суфии Семнани: "Тонкий центр сердца (lafita qalbiya) содержит зародыш мистического потомства, которое находится в центре, как перламутр в раковине. Эта жемчужина, или же это потомство - ни что иное, как тонкий центр, который будет истинным Духом (lafita ana'iya), то есть истинная сущность". Несколькими строками выше, в описании седьмого тонкого центра (lafita haqqiya), который является вечной "печатью" человека, Истинный Дух - тот, кто размещает "редкую жемчужину". Так что здесь опять упоминается о том, что зародыш истинного Духа на тонком плане начинает принимать форму в сердечном центре.
В Писании cикхов написано: "Есть прекрасное место в пещере сердца". "Мой возлюбленный живет в пещере моего сердца". "Подобно благоуханию, которое остается в цветке, подобно отражению в зеркале, Бог обитает глубоко внутри; ищите его внутри вашего собственного сердца". "Бог в душе, а душа в Боге. Это реализовано посредством учений Гуру". "Через реализацию ты попадаешь в дом своего внутреннего существа (сердце); эгоизм и желание отступают". Гуру Нанака также писал: "Чистое сердце - золотой сосуд, наполненный божественным Нектаром, который должен быть выпит из Дашам Двар (Сахасрара-чакра) через два канала: Ида и Пингала".
Если Кундалини, поднимаясь, останавливается (блокируется) в центральном сердце (центральном аспекте сердечного центра), то надо произнести мантры Вселенской Богине-Матери, и тогда Кундалини продолжит подъем. "Джагат" - означает Вселенная, "Амба" - Мать. Чистая энергия в форме Амбы находится в треугольной косточке как Кундалини. А в форме Джагадамбы, Матери Вселенной, Она пребывает в центральном сердце тонкой энергетической системы, в центре двух сердец, куда помещены очень много энергий. Она защищает творение от любых проявлений негативных сил. У Нее тысяча рук и тысяча глаз, Она имеет шестнадцать тысяч каналов для проявления Своих разных аспектов. Джагадамба является проявлением Ади Шакти.
Энергии Джагадамбы проявляются через ганов (ангелов), которые пребывают вокруг людей. Ганы как раз обеспечивают людям защиту, дают энергию и благословения. Они всегда соединены с Матерью Джагадамбой, преданны Ей и всегда трудятся. Но когда у человека этот центр слаб, тогда ослабляется связь с ганами, а значит, хуже проявляется благотворное влияние ганов.
Дурга ("труднодостижимая") - это форма Деви в Ее грозной ипостаси. Деви ("Богиня") - это супруга Бога Шивы. Культ Деви восходит к древнему культу Богини-Матери в Древней Индии примерно в III тысячелетии до н.э. В согласии с двумя аспектами Шивы, благим и губительным, Деви выступает то в кротком и милостивом, то в жестоком и грозном обликах и имеет множество форм. В своей благой ипостаси Она известна как Парвати, Ума (светлая), Гаури (белая), Аннапурна (богатая пропитанием), а в грозном - как Дурга, Кали, Чандика (гневная), Бхайрави (ужасная), Махешвари (великая госпожа).
Дурга, как одна из форм Деви, олицетворяет созидательные и разрушительные силы природы и мира. Согласно Пуранам, Дурга возникла из сверкающего пламени, которое изошло из уст Брахмы, Вишну и Шивы. Этим пламенем Боги уповали победить демона Махиши, захватившего Небеса и изгнавшего оттуда Богов. Махиш не мог быть побежден ни Шивой, ни Богами. Дурга явилась перед Богами в образе женщины небесной красоты с десятью руками. В эти десять рук каждый из Богов вложил свое оружие: Вишну - метательный диск, Шива - трезубец, Варуна - раковину, Агни - огненное копье, Вайю - лук, Сурья - стрелы, Яма - железный посох, Брахма - свитки заклинаний, Индра - ваджру, Кубера - булаву. После яростной схватки Дурга, вооруженная всем этим оружием, пронзила Махиши копьем.
Другой подвиг Дурги - победа над асурами Шумбху и Нишумбху, которые на протяжении десяти тысяч лет занимались аскетическими подвигами и получили за это от Шивы неуязвимость: убить их не мог ни один Бог. Обретя неуязвимость, они объявили Богам войну. По совету Шивы Боги призвали Дургу, рассудив, что если асуров невозможно убить Богу, значит, их сможет победить Богиня-воительница. Шива оказался прав, и оба асура пали под ударами Дурги. Кроме этих подвигов, Она в различных Своих формах уничтожила асуров Мадху и Кайтабхи, Чанду и Мунду и других.
Но что символизируют все эти асуры, уничтоженные Дургой, и какое отношение все это имеет к нам самим? В соответствии с традиционными воззрениями эти демонические личности олицетворяют собой дисгармоничное функционирование принципов Творения как в макрокосме, так и в микрокосме. Подобной аллегорической формой передаются знания о том, что главными препятствиями на пути к нашему собственному спасению являются наши собственные желания, гнев, жадность и невежество. И милостью Божественной Матери мы можем преодолеть их, если будем искренне поклоняться Ей.
Поэма восхваления Деви-махатмья, являющаяся частью Маркандейя-пураны, рассказывает об уничтожении Шумбхи, Нишумбхи и их соратников. Все они являются асурами проявленного, то есть материального мира, а на уровне микрокосма являются грубыми чувствами и наклонностями, привязывающие к материальному. Например, Мадху, Кайтабха и Махишасура являются демоническими проявлениями ментального плана, символизирующие разрушительные тенденции ума. "Мадху" означает мед, опьянение, то есть символизирует очарование сладкими, но ядовитыми речами, а "Кайтабха" - это коварство, обман. Победа Дурги над Махишасурой символизирует уничтожение таких наклонностей ума, как эгоизм, упрямство и невежество. Его образ буйвола напоминает о том, что несмотря на достаточность в нас потенциала энергии, мы предпочитаем бездействовать в своем духовном развитии.
Может возникнуть предположение, что асуры должны обладать страшной внешностью, по примеру Махишасуры, напоминающего буйвола. Но это не так. "Шумбха" означает красоту, природа которой может быть обманчива. Под красивой маской может скрываться стремление к принуждению и насилию. Шумбха - это также очарование материальностью, иллюзией поверхностных форм, страсть к шаблонному подражанию кумирам, к накопительству и желанию выделиться из массы. Победа над Шумбхой означает принятие окружающего проявленного мира таким, какой они есть, без придания им фанатичных, гламурных смыслов, это нежелание выдавать фальшивку за совершенство.
"Нишубха" означает убийцу, который уничтожает подлинное, пытаясь заменить это чем-то искусственным. Нишубха также означает погоню за сиюминутными удовольствиями, лишенными духовного смысла. Он символизирует майтхуну, то есть подмену таинства соития желанием грубого обладания телом. Если Шумбха - это красивая маска, оболочка, то Нишумбха - это искусственное содержимое, заменяющее естественную красоту.
"Чанда" в переводе "свирепый", он олицетворяет в нас злобность и беспричинную агрессию, а "Мунда" переводится как "череп", указывая в нас на невежество, зависть и слепой фанатизм. Злобность Чанды и невежество Мунды выступают как следствие применения силы во зло Нишумбхи и самодовольного отождествления себя с телом Шумбхи, поэтому Чанда и Мунда выступают как соратники Шумбхи и Нишумбхи. "Дхумралочанa" означает "Дымчатоокий". Это опьянение интоксикациями, изменяющими сознание. Искаженный подобным образом ум принимает ложное как истину, порождая безумные желания и неоправданный риск. Рактабиджа символизирует ненависть. Если пытаться бороться с чем-то ненавистью, то этот объект будет только расти.
Итак, битва с асурами - это битва нашего сознания с нашими внутренними пороками, и в этом Дурга оказывает неоценимую помощь своим преданным. А потому традиционно празднуя после Наваратри великую победу Дурги над полчищами асуров, преданный медитирует на избавление себя от всех своих пороков: от обольщения (велеречивый Мадху), от коварства (подлый Кайтабха), от упрямства, нежелания расти и неспособности к сосредоточению (принимающий всевозможные лики Махишасура), от самолюбования и нарциссизма (красавец Шумбха), от увлечения иллюзорным (уничтожитель Нишумбха), от гнева (свирепый Чанда), от неспособности воспринимать Истину (завидующий Мунда), от омраченности сознания (дымчатый Дхумралочана), от ненависти (Рактабиджа). Все эти описанные демоны живут именно внутри нас, и, если каждый из них не будет уничтожен, то будет невозможным единение с Высшим сознанием.
В некоторых Писаниях Дурга являет Собой единственную реальность (Бога в виде Матери). Она говорила демону Шумбхе: "Я - единственная во всей Вселенной. Кто еще может быть вне Меня?" Будучи универсальной энергией, Она бесформенна и бесконечна. Однако Она обладает способностью приобретать любую форму, перед которой Ее искренние поклонники могут Ей молиться. Она - форма вездесущей энергии во всех десяти сторонах пространства, поэтому Она изображена с десятью руками и с различными видами оружия, представляющими различные виды энергии. Дурга обычно изображается, восседающей на льве или тигре, живет Она в горах Виндхья в окружении восьми Богинь. Таким образом, став одним из воплощений Деви, Дурга, как энергия Шивы, выступает Богиней-воительницей, защитницей Богов и мирового порядка, когда Им грозит опасность от демонов.
Дурга, находясь в нашем центральном сердце в форме Джагадамбы Дурга Мата, защищает нас от страха, даруя мужество, смелость и уверенность в себе. Она обеспечивает ощущение внутренней безопасности и дает силу великой Божественной Любви. Таким образом, Божественная Мать защищает своих детей, неустанно ведя борьбу, чтобы освободить их от страхов, нечистых желаний и эго. Ее эпические победы символизируют прежде всего Ее помощь в нашей победе над своими внутренними демонами, то есть над похотью, жадностью, гневом, невежеством и другим подобным. Хотя эти мифические истории разнятся с современным представлением о мире, однако и сегодня каждый из нас ведет борьбу с самим собой, то есть со своими недостатками, пороками и слабостями. И мы можем победить эту борьбу при помощи Божественной Матери и энергии Кундалини.
Богиня Дурга имеет девять наиболее важных форм, получившие название Навадурга. Первое - это Шайлапутри (дочь Гималайи - Царя гор). Брахмачарини являет собой основу всех аскез и садхан. Она сияет благословением и счастьем, олицетворяет набожность, дарует освобождение. Чандрагханта - источник храбрости и смелости, уничтожающий зло и невежество. Кушманда - восьмирукая богиня как олицетворением Божественного присутствия и милости Бога. "Ку" означает "маленькая", "Ушма" - горячая или энергия, а "Анда" означает космическое яйцо или Вселенную. Скандамата - Божественная Мать Сканды. Катьяяни - дочь легендарного мудреца Катья. Каларатри - чернокожая богиня, рассеивающая тьму в своих преданных и дарующая свободу от страха и бед. Махагаури, дарующая своим преданным внутренний покой. Сиддхидхатри - источник всех мистических совершенств и достижений, одаривающая ими свои преданных.
Богиня Дурга очень могущественна и разумна, и, если Ей нужно защитить кого-то, то Она, несомненно, сделает это и сделает так, что человек даже не узнает, что он под Ее защитой. Но веру в Богиню следует развивать, в том числе и посредством опыта. Она благословляет каждого, дает все силы для развития и дает также очень важное - терпение. Люди должны стать такими же терпеливыми, как Божественная Мать, прежде всего, по отношению к самому себе, как бы это ни было трудно.
По-настоящему тонкие и глубокие личности внутренне являются кроткими и неагрессивными. Они могут ничего не говорить, но их глубина окружающими людьми хорошо чувствуется. Это происходит из-за его внутренней уверенности в том, что он находится под Божественной защитой, и эту защиту он осознает не умственно, а внутри себя. Если человек находится в таком состоянии, то никто не сможет напасть на него.
В истории человечества рождались личности, в которых частично были воплощены энергии Дурги, например, Жанна д'Арк (1412-1431), защитница Франции. Она была особой личностью, благословленной Божественностью, вдохновленная видениями и голосами, посылаемыми Святым Михаилом (Шри Бхайравой). "Орлеанская дева" родилась в простой крестьянской семье, в возрасте семнадцати лет успешно повела французские силы против объединенных армий Англии и Герцога Бургундского, что, в конечном итоге, завершило Столетнюю Войну и претензии Англии на территории Северной Франции. В результате, Франция снова объединилась как одна нация под одной короной.
В левом аспекте Анахата-чакры присутствуют Шива и Его супруга Парвати. Шива присуствует внутри нас как Чистый Дух, как отражение Всемогущего Бога (Садашивы). Например, Солнце в воде дает отражение, но в камне - нет, а если же подставить Солнцу зеркало, то зеркало не только даст отражение, но и отразит этот свет обратно. Так же и у людей - их Чистый Дух может отразить Бога по-разному в зависимости от глубины и чистоты личности.
Шива ("благой", "сострадательный") в индуистской мифологии один из верховных Богов, входящих вместе с Брахмой и Вишну в Божественную триаду (тримурти). Шива - Высшее Божество, олицетворяющее созидающее и разрушающее силы во Вселенной: МахаДева ("Великий Бог"), Махешвара ("Великий Господин"), Бхава ("Сущий"). Одна из пуранических легенд рассказывает, что змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал покаяния, чтобы быть допущенным к танцу Шивы "Тандава", который Шива исполняет в качестве Натараджи ("Царя танца") вместе со Своей супругой Деви на теле убитого Им асурой Апасмарой. Этот танец является воплощением космической игры Шивы, регулирующий мировой порядок. Шива покорил Своим танцем тысячу враждебных Им аскетов. Те вначале пытались Ему противиться и сотворили свирепого тигра, бросившегося на Шиву, но Шива содрал с тигра шкуру и сделал из нее для Себя накидку; они послали на Него змею и антилопу, но Шива надел змею на шею, как ожерелье, а антилопу навечно зажал в Своей левой руке. В конце концов, аскеты сотворили ужасного, отвратительного карлика-демона Апасмару, который ударил Шиву булавой с черепом на конце. Шри Шива выхватил у него булаву и схватил карлика Своей третьей рукой. Потом Он придавил демона ногой и в ярости медленно начал Свой Божественный танец.
Вся Вселенная движется и развивается благодаря этому танцу. Постепенно энергия бешенного танца Шри Шивы достигло наивысшей точки, и аскеты и все, кто наблюдал этот танец, были изумлены его красотой. Они отказались от всего в этой и многих других жизнях за обещание еще раз увидеть этот танец.
Будучи Богом-Созидателем, Шива одновременно и Бог-Разрушитель. В этой функции Он выступает в конце каждой Кальпы. С этим связаны устрашающие черты облика и культа Шивы.
В качестве Великого аскета (Махайогина) Шива изображается голым, с телом покрытой золой, со ставшими копной волосами, серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погруженным в глубокую медитацию. Посредине лба Шивы третий глаз. Волосы Шивы украшает серп месяца, и сквозь них протекает река Ганга, которую Шива подхватил, когда она падала с неба, и поместил Себе на голову, чтобы она тяжестью вод не разрушила землю. Его шея синего цвета, а тело окружено огненным полукружием. В руках Шива держит трезубец, маленький барабан в форме песочных часов, топор, лук, сеть, антилопу. Рядом его супруга, имеющая множество форм (Деви, Парвати, Дурга, Кали и другие). Шива живет на вершине Кайласы. У Него два сына: Бог войны Сканда (Картикейя, Гумара) и предводитель Ганов (свиты Шивы) Ганеша. Ездовое животное (вахана) Шивы - бык Нанди.
Парвати ("горная") - это одно из имен супруги (Шакти) Шивы, дочери царя гор Химавата и абсары Мены. Чтобы завоевать сердце Шивы, Парвати поселилась рядом с Ним на горе Кайлас, однако Шива, предававшийся суровой аскезе, отверг Ее домогания. Боги, желая чтобы у Шивы родился сын, способный сокрушить асуру Тараку, послали Каму (Бога любви) возбудить любовь к Парвати. Но Шива сжег Каму огнем Своего третьего глаза. Тогда Парвати Сама предалась аскезе ради Шивы. Испытывая Ее, Шива пришел к Ней в виде юного брахмана и стал хулить Самого Себя. Парвати отвергла клевету и тронутый Ее преданностью и красотой, Шива женился на Ней. Миф о любви Парвати и Шивы лег в основу знаменитой эпической поэмы Калидасы "Кумара самбхава" ("Рождение Кумары").
Во Вселенной все происходит само по себе, а Шива невинно наблюдает за всем как свидетель. Его Шакти создавала Вселенную, всех Богов, Божеств и Их роли, ролью же Шивы при этом было просто наблюдать. Все делается под Его наблюдением. Любой, на кого падает Его взгляд, спасается. Любое место, на которое направляется Его внимание, благословляется. Все есть игра. Ему не нужно ничего делать. Он играет в игру, как это делают дети, наблюдая словно свидетель.
Шва полон любви, полон сострадания ко всем, даже к асурам и ракшасам, но у Него есть одно специфическое качество - Его характер очень разрушителен. Он может жестоко разрушить всю Вселенную, все живое, что было создано, если рассердится. Богиня Деви, Его Шакти, помогает расти всем живым существам, Она старается оберегать и защищать их. Но в этом мире существует и часто проявляется разрушительная энергия. Это не негативная, а позитивная разрушительная энергия Шивы. Он - созерцатель работы Ади Шакти. Если Он видит, что Ее работа проходит хорошо, то Он доволен. Но если Он обнаружит, что люди как-то разрушают Ее работу, что они совсем пали, что они не обращаются к духовности, что их невинность полностью утрачена, и они не освобождаются от всех этих неверных отождествлений, создающих в мире проблемы, то Он может разгневаться и гневом уничтожить все, и даже Богиня не сможет вмешаться в этот процесс и проконтролировать ситуацию. Он уничтожает все плохое, и часто масштабы разрушений бывают колоссальными.
Люди спорят и ссорятся относительно принципа Шивы и принципа Вишну. Вишну и Его сила существует для того, чтобы поднятся до принципа Шивы. Но это не разные принципы, один дополняет другой. Нельзя достичь Шивы без Вишну, и невозможно придерживаться принципа Шивы, если не постичь принцип Вишну. Сама Кундалини поднимается по Сушумна-нади, Она является принципом, Она является таттвой Шивы, а поднимается по каналу, созданному Вишну в процессе эволюции. Как же можно обойтись без одного из Них? Один из них – путь, другой – цель.
Конечная цель людей – достичь таттвы Шивы (принципа Шивы). Постижение Шивы выше способностей головного мозга. Умом Его познать невозможно. До получения самореализации невозможно познать свою внутреннюю сущность, Атму или таттву Шивы. Во имя Шивы в этом мире процветают ложь, мифы и слепая вера. Пока человек не осознает свою внутреннюю сущность, он не может познать Шиву, так как природа человека такова, что сначала он должен подняться на ту высоту, на которой находятся все великие добродетели.
Быть невинным – это величайший принцип Шивы. Невинный, праведный человек, столкнувшись со злым человеком, который пытается досадить ему, посмеивается над ним. Умный человек в таком случае старается сдержать свой гнев, невинный же – смеется, зная, что никто не может повлиять на него. Это качество Шивы, которое непременно должно прийти.
Мы постоянно думаем о мелких вещах. Как преодолеть эту проблему? Шива, например, предоставил все решать Шакти. Также и нам необходимо положиться во всем на Нее. Такое состояние должно прийти, должна прийти невинность внутри нас. Невинность означает, что в нас не может проникнуть никакая негативностъ. Если мы наткнулись на змею, волноваться не из-за чего. Того, кто абсолютно чист, ничто не может поразить. Того, кто в центре, хранит его шакти. Эти шакти пребывают внутри нас благодаря таттве Шивы.
Для достижения таттвы Шивы необходима реализация своей внутренней сущности. Кундалини – это Шакти, а чакры – это ступени. Чтобы достичь таттвы Шивы, нужно подняться по всем ступеням. Это откровение всех Богов и Божеств. Это Их работа, которой Они целиком поглощены. В отличие от людей Они не думают о себе, у Них нет мыслей, Они не задумываются о Своих способностях, подобно сахару, который придает сладость пище, но не осознает, что он сладкий. Так же и просвещенные таттвой Шивы, выполняя какую-либо работу, не осознают, что за их действием скрывается имеющаяся внутри них Шакти. Если приходит осознание: "Я делаю это, я - лидер", то тогда нет таттвы Шивы. С помощью таттвы Шивы человек становится кармом: он продолжает выполнять свою задачу, не думая о том, что делает что-то. Он даже не знает, что он любящий человек, хотя другие считают его именно таким.
Все мы совершаем ошибки, и поэтому внутри нас появляется страх. Природа Шивы такова, что Он прощающий, Он - океан прощения. Он прощает все ошибки, следовательно, бояться не нужно. Шива бесстрашный, хотя у Него нет армии. И мы должны быть бесстрашными.
Для поклонения Шиве не нужны деньги, не нужно богатство, не нужно приносить в Его храм пожертвование в виде золота или серебра. Он абсолютно свободен. Ничто не имеет такой ценности, которая могла бы что-то значить для Него. Нам крайне важно впитать таттву Шивы. Сегодня в нашем обществе мы придаем излишне большое значение деньгам, но у человека, наслаждающегося таттвой Шивы, нет никаких желаний. Его Атма чувствует удовлетворенность внутри самого себя. Он не заботится о комфорте своего тела. Тело может спать где угодно, и не важно, дают ему поесть или нет.
Любая религия вводит человека в заблуждение, но достигнув таттвы Шивы, человек поклоняется и Шри Раме, и Мухаммеду, и Христу. Необходимо поклонение каждой Инкарнации в равной степени, потому что все Они достойны поклонения. Когда человек растворяется в океане таттвы Шивы, то осознает, что все Они – неотъемлемая часть Шивы. Он - Рама, и Он - Рахим. Он - Акбар, и Он - Вишну. И тогда внутренняя сущность человека зацветет так пышно, что от него будет исходить благоухание Дхармы.
Узами Любви, связывающими людей, является таттва Шивы. Большая забота людей друг о друге, их тяга друг к другу и чувство родства также исходят от таттвы Шивы. Этого нельзя достичь посредством чего-либо другого. Следовательно, необходимо достичь таттвы Шивы. Нужно молиться Шиве, чтобы Он установил таттву Шивы внутри нас.
За правый аспект Анахата-чакры отвечают Господь Рама и Его супруга Сита. Рама является седьмой аватарой Вишну и представляет собой образец совершенных человеческих отношений как сын, брат, муж, отец и король. Своим примером самопожертвования и праведности Он установил этические границы, которыми человек должен руководствоваться, находясь в гармонии с Богом.
Повествование о Раме было написано задолго до Его рождения. Его написал провидец Вальмики, когда о рождении Шри Рамы никто и не предполагал. Рождение Шри Рамы произошло с благословения Агни (огня) в династии Сурьи (Солнца), но несмотря на это Рама был одним из самых мягких рожденных на земле Аватаров. Он предпочитал решать сам тяжелейшие задачи, а не поручать их выполнение другим. Он никогда никого не заставлял делать что-то за него, никогда никому не приказывал и никого не использовал в личных целях. Таково было его отличительное качество.
Рама ("темный"), другое имя Рамачандра ("Рама, прекрасный как месяц"), избавил Богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны. Земные родители Рамы - царь Айодхи Дашаратха и его жена Каусалья. Предком Рамы был Рагху, легендарный царь Солнечной династии, поэтому Раму часто именуют Рагхава ("потомок Рагху"). Подвиги Рамы описаны в поэме "Рамаяна". В североиндуистском вишнуизме имя "Рама" служит обозначением высшего Божества, и Он рассматривается как единственное и всеобъемлющее воплощение творческого начала Абсолюта, высшей объективной реальности. Рама правил своим королевством, не имея личных желаний, привязанности и предвзятости. Он постоянно думал о том, каким образом люди могут достичь дхармы и получить образование. Он непрестанно стремился к этому, и именно поэтому сделал свою жизнь идеальной.
Сита ("борозда") отражает силу супруги, которая заключается в том, чтобы дать возможность Своему мужу понять и воплотить в жизнь Его духовное предназначение. Согласно "Рамаяне", Она появилвсь на свет из борозды на вспаханном поле и была удочерена достопочтенным царем Видехи Джанакой. Став женой Рамы, Сита ушла вместе с Ним в изгнание на четырнадцать лет.
Рама был до такой степени смиренным человеком, что во всем Его облике чувствовалась красота. Находясь в изгнании, Он пользовался маленькой лодочкой, на которой Его возил простой лодочник. Этот лодочник испытывал неловкость из-за того, что на нем была одежда, не подходящая для сопровождения короля Айодьи, поэтому Рама, который сам был в деревенской одежде, говорил ему: "Почему ты расстраиваешься, когда на Мне вот это? Я больше не король. Ты умеешь управлять лодкой, а Я - нет". Он возвышал даже тех людей, которых относят к так называемой низшей касте. Его называли "Марьяда Пурушоттам", что означает, что Он знал, как обращаться с человеком, как найти к нему подход. Он всегда заботился о том, чтобы людям было хорошо, подобно устрице, в ракушку которой попадает камушек, выделящей жидкость, покрывающий этот камушек и превращающей его в красивый жемчуг. Рама никогда не думал о собственном комфорте, Он хотел превратить всех в бриллиант или жемчуг, и тогда бы Он сам чувствовал себя комфортно.
На тринадцатом году жизни в лесу Сита была похищена демоном Раваной, который держал Ее в заточении на Ланке. Равана когда-то был возвышенной душой, но впоследствии из-за своей заносчивости превратился в ракшаса. Рама жертвовал всем ради своей жены. Когда Его жена была изгнана, Он отказался от всех земных удобств: спал на полу, постелив траву, ходил босиком и носил одежду как у саньяси. С помощью своего брата Лакшмана, царя обезьян Сугривы и советника Сугривы Ханумана, с войском обезьян и медведей Он отыскал Ситу.
На девятый день Наваратри Он поклонялся Богине, прося у Нее силы и могущества для своего оружия, а на десятый день уничтожил Равану и спас Ситу из плена. В этот же день Рама прибыл вместе с супругой в Айодхью, и в тот же день был коронован. Может возникнуть вопрос, как это Он мог в один и тот же день убить Равану и короноваться. Дело в том, что в то время использовались сверхзвуковые аэропланы, которые назывались "Пушпак", что означает "Цветок", которые были способны на огромной скорости транспортировать людей.
Однако, принять Ситу без Ее очищения Рама не мог, и Сита вошла в огонь. Бог огня Агни вынес Ситу из костра и отдал Раме. Рама и Сита вернулись домой. Там их ждали любовь и преданность. Рама стал королем Айодхи, Сита - королевой. Но до Рамы дошли слухи, что подданые ропщут из-за того, что Его жена была долго в плену во власти другого мужчины. И Рама, как идеальный человек и король, решает расстаться с Ситой. Сита уходит жить в ашрам Вальмики, где и воспитывает двух сыновей Куша и Лаву. Когда сыновья вырастают, Вальмики устраивает встречу Рамы и Ситы, но Сита не остается с Рамой. По Ее желанию Мать-земля поглощает Ее.
Сыновья Рамы приходили как воплощения Бхакта (приверженца) в этом мире. Они являются принципом ученика; благодаря этому принципу мы становимся чьим-то учеником. В очень раннем возрасте они научились пользоваться луком и стрелой, они часто пели Рамаяну, которую знали наизусть. У них также была музыкальное образование. Они были полностью покорны своей Матери, и были готовы драться даже с Рамой за свою мать. Они считали, что их мать превыше всего во Вселенной, а их Мать считала своим самым большим долгом воспитывать своих детей, оказывать им поддержку, соблюдать дхарму.
Если женщина будет думать о качествах Ситы, то она усилит в себе принцип Груха Лакшми. Сита принимала много рождений, и одним из них была Фатима, которая есть Груха Лакшми. Она, в основном, была дома, вела домашнее хозяйство, но эта Шакти проводила всю работу, связанную с Дхармой. Женщина также может оставаться дома и проделывать такую же работу. У нее есть дети, родственники, друзья, так что жизнь Ситы должно быть приемом для нее. Для человека чистой души и правильного поведения на первом месте должны быть такие качества, как сострадание и любовь. Когда Сита жила со своим мужем в джунглях, она никогда не жаловалась на тяжелые условия, в отличие от современных женщин, которые сетуют на то, что их муж мало зарабатывает или не ходит в магазин, не одно, так другое. Она рассуждала так: "Он в джунглях, и Я в джунглях. Что он ест, то и Я. Я буду есть только после того, как поедят Шри Рама и Лакшман".
Любовь является сущностью Бога Отца Всемогущего, это излучение Его Милости по всей Вселенной. Господь Рама глубоко любил во всех отношениях всю Вселенную, такою же была Мать Сита. Господь Ханумана был глубоким в Своей преданности. Над правым аспектом сердечной чакры находится правая Вишудха, а ниже – печень, а надсознательная негативность любит атаковать эти две чакры, поэтому только любовь и преданность из правого сердца, энергия Шива Таттвы в Господе Раме, могут предотвратить эту негативность.
Характеристики чакры Божества: Джагадамба, Шива Парвати, Сита Рама Физиологический аспект: сердечное сплетение Контролирует: функция дыхания, легкие, грудь, сердечная мышца, нижние части конечностей Качества: любовь, бесстрашие, мужество, ответственность Количество лепестков: двенадцать День: пятница Планета: Венера Камень: Рубин Звук ноты: Фа Элемент: воздух Цвет: пурпурный Символы: пламя Проекции на теле: мизинцы рук и ног Практика очистки чакры Методы чистки Анахата-чакры приведены на следующей странице Псалмы Давида для Анахаты-чакры Чтение 22-ого псалма было рекомендовано Шри Матаджи для укрепления Анахаты-чакры. Псалом 22: Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Еcли я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня. Ты приготовлял предо мною трапезу в виду врaгoв моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благocть и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни. Псалом 26: Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь - крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнуться и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господнюи посещать храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом. Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне. Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи. Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня. Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою. Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа. |
САЙТ В СОЦСЕТЯХ: |