|
Миллионы людей не могут подружиться с медитацией, потому что не представляют себе, что на самом деле это такое, для чего она необходима, и с чего нужно начинать. Освоение медитации происходит довольно долго, так что для этого следует проявлять постоянное намерение, упорство и терпение. С другой стороны, она не должна выглядеть чем-то серьезным и занудным, чем-то ритуальным и унылым, нет, медитация - это величайшее приключение, на которое способен человеческий ум, приносящее радость и удовольствие, игривость и расслабленность. Медитировать - значит быть в состоянии "сат-чит-ананда", то есть просто быть, наблюдать и наслаждаться, не вовлекаясь в мысли, эмоции и действия. Медитация - это не сидеть в напряженной позе с вытянутым постным лицом, это созерцание блаженства, приходящее из ниоткуда и уходящее в никуда.
Главное заблуждение в современном обществе касательно медитации заключается в том, что медитация якобы является только практикой в обычном понимании этого слова. Да, конечно, можно сказать, что медитация - это "сидеть в тишине с закрытыми глазами определенное количество минут до того, как пойти на работу, и пытаться очищать ум от мыслей, сосредоточившись на одном объекте". Это отчасти верное описание, но это всего лишь внешнее поверхностное описание, а не определение сути. Медитация - это не столько выполняемый процесс или действие, но это прежде всего внутреннее совершенно конкретное состояние, выражаемое в пребывании всего существа в себе самом и в настоящем моменте.
В восьмиступенчатой классификации пути йоги Патанджали это седьмой уровень "дхьяна" как переходный момент между дхараной (концентрацией на объекте) и самадхи (растворением). Если предшествующие этапы йоги, например, пратьяхара (контроль внимания) или дхарана (концентрация внимания) выполняются благодаря напряжению и усилиям, то медитация - это мост между усилиями и полным принятием. Это уже не усилия в том, чтобы сидеть долго с прямой спиной и скрещенными ногами, это не усилия по распеванию мантр или по концентрации внимания, нет, это уровень выше, но наше инертное мышление в попытках медитировать все еще пытается цепляться за совершение каких-то усилий. Медитация (дхьяна) - это состояние абсолютной тишины, где мы осознаем окружающую нас действительность без окрашивания ее проекциями наших мыслей. Это уже не дхарана, то есть не усиленная концентрация внимания, но это еще и не самадхи, так как при этом мы по-прежнему осознаем свое индивидуальное "я". Как писал древний мудрец Патанджали: "Дхьяна - это ровный, мягкий, плавный и непрерывный поток сосредоточенного внимания".
В этом состоянии волны постоянно возникающих и пропадающих в уме мыслей полностью затихают. Сначала между мыслями появляется промежуток, с увеличением этого промежутка поток мыслей ослабевает, и благодаря постоянной практике медитации ум с легкостью и без усилий входит в безмысленное осознание. Внимание становится ровным и спокойным, и глубокая внутренняя тишина начинает проявляться в сознании. Можно привести пример с гладкой поверхностью озера. Будучи свободной от ряби, поверхность становится практически невидимой, отражая всю красоту окружающей природы: деревья, небо, облака. Таким же образом безмолвный ум в медитации отражает красоту творения, и сам растворяется во вселенской радости и спокойствии.
В состоянии безмысленного осознания больше нет прошлого и будущего, при этом сознание полностью пребывает в настоящем моменте, не тратя своего внимания на том, что уже было, или что еще будет. В этом состоянии укрепляется внимание на себе самом, как неотъемлемой части всей Вселенной, и возникает ощущение наслаждения от созерцания красоты и гармонии Вселенной в себе самом как образа и подобия Вселенной. Подобно тому, как мы при выпавшем случае можем наслаждаться красотой пения птиц и ароматами цветов, так же по необъяснимым причинам в состоянии медитации мы начинаем наслаждаться собой, потому что появляется четкое осознание, что мы и есть вся Вселенная. Наслаждение собой как Вселенной - это естественное состояние, но оно до сих пор было неведомо нам, так как не прекращались атаки бессмысленной умственной болтовни, нападавшей на наше сознание и загрязнявшее внимание, отвлекая нас от вселенской радости своего бытия, своего вечного существования.
Итак, медитация – это состояние безмысленного осознания, но никак не совершаемое действие. Мы либо в этом состоянии, либо нет, и это не зависит от того, что мы делаем в данный момент. И в самом деле, один человек может находиться в состоянии медитации, занимаясь повседневными делами, тогда как другой может быть весьма далек от этого состояния, сидя в позе лотоса на вершине горы.
Наилучший способ научиться медитировать – это просто медитировать. Медитацию можно назвать "разведкой боем", "тренировкой на рабочем месте", "обучением практикой". Учиться медитировать – все равно, что учиться ходить. Слушая, как это делают другие или наблюдая за их восхождением, нельзя приблизиться к этой цели. Важно понять, что медитация – это естественное состояние, свойственное нашему сознанию. Оно способно проявляться в нас так же, как, например, дыхание, сон или ходьба. Если вы всерьез хотите стать спокойным, сбалансированным и жить в настоящем, то вы уже сможете медитировать, потому что серьезного намерения уже достаточно, это и есть ключ к медитации.
Главное предназначение медитации состоит в том, чтобы привести нас к следующему этапу, к самадхи, то есть к полному осознанию того, что мы и есть вся Вселенная. Медитация - это дверь из "дхараны", то есть индивидуальной концентрации, к "самадхи", то есть полного растворения индивидуального "я". Великие святые Адвайты, например, Шанкарачарья или Васиштха, описывали блуждание ума как океан иллюзий, когда непрекращающаяся волна мыслей, закрывающая наше сознание, приносит смятение и страдание.
Невозможно познание Высшего посредством наших ограниченных ума (манаса) и разума (буддхи). Мысли генерируются умом и управляются разумом, но это переменный фактор, а все непостоянное, преходящее не может быть вечным. Мысли - это чередующиеся волны, это стремительная карусель, ввергающая нас в оборот иллюзий окружающего мира. Через эти мысли мы притягиваемся к плотным сферам материального существования, где счастье и несчастье, потери и обретения, успехи и неудачи, почет и бесславие являются разными гранями одного камня. И только наше духовное сознание (Дух, Атман) является источником подлинной свободы в нас, подлинной независимости, неиссякающими светом и радостью.
Сегодня наша цивилизация характеризуется высоким уровнем научно-технологического развития, но при этом она утратила многие непреходящие ценности, оторвавшись от основ мудрости и внутренней гармонии. Западная наука ограничивает себя, считая такую когнитивную функцию, как мышление, высшим состоянием сознания, однако в Восточной философии испокон веков считали, что существует более высокое состояние. Древнеиндийские Писания описывают следующие четыре состояния человеческого сознания: 1) Джаграт: состояние бодрствования, раджогуна, будущее, усилия; 2) Свапна: состояние сна со сновидениями, тамогуна, прошлое, переживания; 3) Сушупти: состояние глубокого сна без сновидений, при котором ум, эго и суперэго спокойны. Это и есть медитация, саттвогуна, настоящее, это состояние активизации тончайшего и чистейшего Ананда-майя-коша, и это дверь в святая святых, в гунатита, то есть в Турью; 4) Турья: состояние глубинного осознания своего истинного "я".
|
Первые три состояния вполне обычны для нашей повседневной жизни. Четвертое состояние - это состояние глубинного самоосознания, состояние "Турья", или самадхи, то есть то, к чему йогу следует стремиться посредством медитации. Это высшее состояния сознания превосходит пределы мышления, процессы логического разума и даже идентификации посредством эго-личности. Это состояние познания своей истинной природы единства со всем Сущим, своей вечной и бесконечной Сути.
Таким образом, пользу от медитации нельзя переоценить. Это наилучшее саттвичное состояние в этом мире, без преувеличения можно заявить, что это самое благоприятное, что есть в этом преходящем мире, это самое полезное из того, чем можно занять время. Благодаря медитации успокаивается ум, улучшается эмоциональное состояние, происходит избавление от страхов, депрессии и агрессивности, улучшается работа мозга и всего организма, увеличивается иммунитет организма от различных заболеваний, открываются и развиваются различные творческие способности.
Многочисленными медицинскими научными исследованиями доказано, что при медитации нормализуется химический состав крови, снижается повышенное артериальное давление, исчезают симптомы самых разных заболеваний, наблюдается подъем сил и настроения. Например, десяти- или пятнадцатиминутная медитация при напряжении и усталости дает рекреационный эффект, равный нескольким часам полноценного сна. Субъективно ее результаты переживаются как "легкость", "расслабление", "безмятежный покой", "прояснение" сознания, установление радостно-комфортного ощущения во всем организме, ощущение бодрости.
Медитация позволяет разумно отстраняться от стрессовых ситуаций благодаря доверии Высшим силам, то есть Божественным силам, создающим эту жизнь. Жизнь часто кажется сложной, полной трудных испытаний на работе и в семье, заставляя погружаться в раздражительное или депрессивное состояния, переставая замечать все хорошее в этой жизни, и тогда медитация становится лучшим средством от этих напастей, так как она помогает учиться быть свидетелем, развивая способности видеть ситуации объективно со стороны и трезво без примеси эмоционального вовлечения иллюзорного (ложного) эго. Благодаря всему этому нервная система приходит в состояние баланса. Расширяя интервал между шествующими друг за другом мыслями, наше сознание возвышается и просветляется, вливается в океан безмыслия, в океан реальности, растворяясь в состоянии любви, гармонии, радости и покоя.
Несмотря на всю популярность медитации, все же часто можно оказаться свидетелем ее ошибочного представления. Некоторые думают, что мы медитируем, когда представляем в уме что-либо дающее нам покой и удовлетворение, но не стоит путать медитацию с позитивным мышлением. Считают, что медитация - это состояние спокойного сидения и представления (воображения, визуализации), например, ритмичного плеска волн на пляже. Это, конечно, звучит заманчиво, но является лишь способом занять еще чем-то свой ум. Позитивные мысли - это просто еще одни мысли, которые, как и все остальные, делают нас счастливыми или несчастными.
Другие считают, что медитация - это полная релаксация всего организма, в том числе и сознания. На самом же деле, медитация требует дисциплины сосредоточенности внимания, нарабатываемой практикой. Да, вы расслабляетесь во время медитации, но не настолько, чтобы ум лениво и медлительно плавал в полузабытии. Из-за этого заблуждения многие новички, полностью расслабляясь, засыпают во время медитации, потому что их сознание соскальзывает в сон. Истинной медитацией является нечто большее, это состояние глубокой внутренней тишины, которое наступает, когда ум спокоен и безмолвен, но разум, управляющий им посредством внимания, при этом все же полностью бдителен.
Медитация опирается на тренировку вниманием, в которой мыслящий ум становится расслабленным и безмолвным таким образом, что промежутки между мыслями прогрессивно расширяются. Когда в медитации мы попадаем в это пространство меж двух мыслей, то оказываемся в сфере абсолютного настоящего, тишины, безмысленного сознания. Это состояние принципиально отличается от обычного состояния мыслительной активности, где содержание наших мыслей всегда идет либо из прошлого, либо из будущего, но никогда из настоящего. С другой стороны, важно понимать, что медитация никаким образом не связана с потерей контроля над собой. Непроизвольные движения не имеют ничего общего с медитацией, медитация - не самовнушение, не потеря сознания, в процессе медитации человек полностью осознает свое "я" и не отдаляется от настоящей реальности.
Медитация - это состояние безмыслия, но не следует стараться быть в безмыслии, приказывать мыслям уйти, а уму не думать. Еще раз нужно повторить, что медитация не достигается усилиями, это не концентрация (дхарана). Дхарану можно сравнить с первыми шагами младенца, которому они очень трудно даются, и он их выполняет с изрядной долей усилий. Но со временем малыш так привыкает ходить, что делает это без усилий. Дхьяна (медитация) - это такая же безусильная ходьба. Важно понять, что медитация - состояние дизактивации ума, а усилия не думать порождаются умом, то есть, фактически, любые эти усилия только отдаляют от медитации. Важно просто наблюдать без намеренных реакций за тем, что вокруг происходит, создавая привычку для внимания не распространяться от одного объекта к другому.
Мысли обязательно изредка будут приходить, но достаточно просто наблюдать за ними как бы со стороны, не прикладывая никаких усилий и не прикладывая никакого участия. Можно осознавать про себя, что эти мысли являются результатом болезненной привычки ума, и заранее их прощать, как что-то неизбежное, но когда-нибудь исправимое. Важно верить, что эта болезнь ума, наработанная тысячелетиями эволюции, когда-нибудь благодаря практике уйдет. Нужно не цепляться за эти мысли, наблюдая за ними, подобно скале, к которой приплывают облака, а затем уплывают от нее, но скала не затрагивается этими облаками, она просто наблюдает за ними. Нужно просто отпустить все мысли, как бы говоря им: "Нет, это не то, это не то". Если внимание все еще отвлекается на мысли, можно как бы говорить про себя: "Я прощаю все это отвлечение, я прощаю, это все когда-нибудь уйдет". Можно говорить про себя так, как учил Будда: "Это не я, это не мое, это не мое "я"". Но и говорить это можно только поначалу, а потом со временем появится привычка отпускать, прощать и наблюдать, и уже даже слов и мыслей будет не нужно. И тогда придет истинная медитация, когда уже все отпущено, когда остается только доверие внутренней тишине и созерцание в себе всей Вселенной, всего Бога.
Выдержки из советов Шри Матаджи о медитации и о молитве. |
Некоторые уверены, что медитация - это хобби, которым можно заниматься раз в неделю. Но, по сути, медитация - это не разовое занятие, а способ бытия, поэтому для такой практики крайне важна регулярность. Если планировать время для медитации, то это поможет сформировать и развить привычку. Можно медитировать в любом месте и в любое время, важно лишь сидеть со скрещенными ногами и прямой спиной в спокойном и безмолвном месте.
Некоторые полагают, будто медитация предназначена решать проблемы в жизни, как какая-то магическая техника, но это не так. Она проникает в жизнь постепенно и не вызывает изменений за один день. Постоянная практика, внимание и дисциплина - только так можно добиться эффекта. Медитация не решает проблем, но она дает ясность и спокойствие, что позволяет по-другому справляться с любыми сложностями.
|
Медитация – это главное в Сахаджа-йоге. Это слияние с Божественным, все остальное второстепенно. Если все внимание на механическом выполнении процедур, а не над теменем, то Кундалини не работает, Она ждет, когда вы закончите свои упражнения. Нужно четко понимать, что всю живую работу проделываете не вы, а Кундалини и вибрации Всепроникающей энергии Любви. Процесс медитации в Сахаджа-йоге позволяет каждому достичь осознания своей сущности и мира в целом, развивает спокойное состояние, помогающее эффективно управлять своей жизнью.
Важно отметить, что без активизации энергии Кундалини практиковать медитацию по методике Сахаджа-йоги бесполезно. Медитация по методу Сахаджа-йоги отличается от других практик тем, что она начинается с просветления (самореализации). Медитация – состояние сознания, в которое мы попадаем спонтанно, как только Кундалини проходит через Сахасрару-чакру. Это важное событие на тонком плане. Это и есть Йога, союз с Божественным и начальная стадия целиком нового осознания.
Стать единым с чистым Духом внутри нас - конечная цель жизни человека, описанная разными словами во всех религиях и духовных традициях мира. Самореализация - первый шаг. Когда это соединение устанавливается, оно должно поддерживаться нашим вниманием и регулярной медитацией, что позволит нам осознать, зачем мы в этом мире, наполнить жизнь смыслом, выполнить свое предназначение.
Медитация в Сахаджа-йоге - не вид самовнушения, транс, потеря сознания или еще что-либо подобное. Во время такой медитации невозможно лицезреть видения, свет, слушать голоса и прочие, отвлекающие от реальности явления. В Сахаджа-йоге медитация происходит без отключения сознания. Во время подобных медитаций сахаджа-йог полностью осознает происходящие в нем изменения: наступление покоя, гармонии, энергетического баланса, ощущение вибраций в виде прохладного потока на руках и темени головы. Он безмолвно наблюдает за работой энергии Кундалини, которая поднимается по позвоночному столбу, наполняя чакры вибрациями, то есть благотворной энергией. Это наблюдение является чарующим и вызывает радость, отдаленно напоминающую ту, которую можно испытать, глядя на великое произведение искусства или на красоту гор и облаков.
Процессы, протекающие в тонкой системе и сознании человека при медитации методом Сахаджа-йоги весьма специфичны и не имеют места при иных современных медитативных методиках. Используя большое количество тонкой энергии, в "обычном" режиме расходуемой на непрерывную "генерацию" мыслей, энергия Кундалини, следуя за вниманием йога (именно поэтому внимание направляется в самую верхнюю чакру), поднимается по позвоночному столбу и "наполняет" своей энергией симпатическую, парасимпатическую и центральную нервные системы медитирующего. В итоге, основные тонкоэнергетические центры (чакры) и вся нервная система в целом получают значительную "энергоподзарядку", а энергетическая "грязь" в чакрах "вычищается". Энергия Кундалини также заботливо питает лимбическую систему, эмоциональный и мотивационный центр мозга, который опять-таки расслабляет мозг, сокращая мыслительные функции.
Предлагаем цитаты из лекций Шри Матаджи О медитации |
Соcтояние медитации легко достигается регулярным применением нескольких простых приемов, которые предложила Шри Матаджи. Прежде всего, медитирующий должен использовать фотографию Шри Матаджи, чтобы получать вибрации. Дважды в день, утром и вечером, старайтесь извлечь пользу из этих вибраций, для чего поставьте фотографию в тихом, чистом месте, где сможете без помех помедитировать, затем поставьте зажженную свечу перед портретом и сядьте удобно, лицом к фотографии. Выразив поклоном уважение Шри Матаджи, поднимите Кундалини и выполните бандан. Руки свободно положите на колени ладонями вверх. Закройте глаза и сосредоточьте без напряжения внимание на темени. Простите всех и себя.
Попробуйте почувствовать, что вы впитываете вибрации, исходящие от фотографии. Физически вы можете сначала ощутить некоторое тепло или покалывание в пальцах или в теле. Это вполне определенно показывает, какие чакры блокированы. Это происходит тогда, когда Кундалини начинает выжигать загрязнения, которые блокируют чакры, это хороший знак. Некоторое время спустя тепло или покалывание сменятся прохладой, что свидетельствует о том, что теперь вибрации текут беспрепятственно. Часто бывают неодинаковые вибрации на ладонях, и тогда необходимо сбалансировать состояние своего тонкого тела. Для этого проверьте на руках равновесие состояния левого и правого каналов. Если на одной из рук больше тепла, или вы не чувствуете на ней вибрации, то равновесие отсуствует, и тогда следует сбалансировать состояния. О том, как это сделать, написано здесь для левой стороны и здесь для правой стороны.
На ментальном уровне вы можете вначале обнаружить, что ваши мысли блуждают в прошлом или планируют будущие события. Попробуйте понаблюдать за ними и дайте им уйти. Некоторое время спустя вы можете попасть в интервал между двумя мыслями и достичь состояния глубокой медитации, то есть полного безмыслия. При этом эффективно отдыхает головной мозг и расслабляется вся нервная система. Если вдруг появятся мысли, откройте глаза и смотрите некоторое время на фотографию Шри Матаджи, запомните образ Шри Матаджи, закройте глаза и поместите образ Шри Матаджи над теменем. Снова установится безмыслие. Если вам удастся побывать в безмыслии несколько минут, этого вполне достаточно для вашего роста.
Для достижения состояния безмыслия рекомендуется использовать следующие молитвы (утверждения): "Шри Матаджи, пожалуйста, войди в мое сердце", "Я прощаю всех", "Шри Матаджи, пожалуйста, научи меня не думать во время медитации". Очень важно не отожествлять себя ни с чем, кроме Духа, и все время держать внимание над теменем. Мысленно повторяйте: "Шри Матаджи, я - Дух".
Наблюдайте за дыханием, которое постепенно успокаивается и замедляется. Вхождение в медитацию особенно зависит от состояния центров в районе печени, сердца и головы, поэтому вы можете пробовать следующую последовательность утверждений. Положите левую руку на печень и просите: "Шри Матаджи, пожалуйста, очисти мое внимание, войди в мое внимание". Затем верните левую руку в исходное положение, правую положите на сердце и просите: "Шри Матаджи, пожалуйста, открой мое сердце, очисти мое сердце, войди в мое сердце". Затем правую руку положите на лоб и говорите: "Я прощаю себя, я прощаю всех. Шри Матаджи, пожалуйста, будь в моей голове". Держать руку на чакре нужно до тех пор, пока вы не почувствуете, что углубление медитации достигло максимума.
Направив часть внимания к основанию позвоночника, будет эффективно сказать: "О, Кундалини, поднимись в Сахасрару, пожалуйста". Затем, направив часть внимания на сердце, сказать: "Шри Матаджи, соедини меня, пожалуйста, со Всепроникающей энергией Любви". Если внимание начинает следить за ощущениями, говорите: "Нет, нет, не это". Очень важно не прикладывать никаких усилий и ничего не ожидать. Следует лишь отдаться на волю своей Кундалини и Шри Матаджи. Не сражайтесь с вашими мыслями, попытайтесь просто наблюдать за ними и дайте им уйти. Постепенно вы обнаружите себя в состоянии сознания без мысли без всякого усилия.
Сахаджа-йоги практикуют медитацию один-два раза в день в течение десяти-пятнадцати минут. Этого вполне достаточно, чтобы произошла глубокая рекреация нервной системы, и Кундалини могла "зарядить" тонкую энергосистему.
|
Пробуждение Кундалини Для желающих есть возможность пробудить энергию Кундалини пря-мо сейчас, выполнив несложный протокол описанный здесь. Это занимает всего несколько минут. Журнал "Наука и религия" Статья "Медитация в Сахаджа-йоге" в журнале "Наука и религия" Шри Матаджи о медитации Шри Матаджи о проведении медитации, о проблемах во время медитации, о молитве Медитация и здоровье О пользе медитации для здоровья Трактовки слова "медитация" Слово "Медитация" на санскрите звучит как "дхьяна" (в Китае трансформировалось как "чань", в Японии - "дзен"), что иногда на Западе переводят как "сосредоточение". Отметим важное обстоятельство, что современные общепризнанные представления о медитации не выражают сути тех процессов, которые возникают в организме и психике человека, медитирующего по методике Сахаджа-йоги. Например, в Толковом словаре Ожегова и в энциклопедии "Кирилл & Мефодий" термин "медитация" трактуется следующим образом: Медитация - состояние глубокой умственной сосредоточенности на чем-либо одном, отрешенность от всего остального; действие, приводящее в такое состояние. Вообще глубокие размышления, сосредоточенность на чем-либо. -- Толковый словарь Ожегова. Медитация - (от лат. meditatio - размышление), умственное действие, цель которого - приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. -- Энциклопедия "Кирилл & Мефодий" Дело в том, что умственное действие, размышление - все это, на самом деле, не свойственно медитации и подобные занятия, возможно, следует называть каким-либо другим словом. Медитация в Сахаджа-йоге – это полное отсутствие мыслей при полном сознании. |
САЙТ В СОЦСЕТЯХ: |