Исследования в России
При содействии НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН было проведено исследование, целью которого явилось определение воздействия практики Сахаджа-йоги на состояние здоровья, психологические характеристики и определить социальный портрет занимающихся практикой Сахаджа-йоги. Анкетирование проводилось среди практикующих Сахаджа-йогу в количестве 600 человек. В основном, это женщины - 80%, мужчин - 20%. Преобладают лица двадцать два процента. Половина анкетированных имеют высшее образование. Два процента имеют степень кандидата или доктора наук. 47% является служащими; 12% - рабочие. Большинство анкетированных (65%) составили лица, занимающиеся Сахаджа-йогой более трех лет.
Основной причиной, способствующей приходу в Сахаджа-йогу, является поиск смысла жизни (53%) и желание познать внутреннее "я" (44%). Практикующие Сахаджа-йогу в 98% случаев дали положительную оценку результатов своих занятий. 85% лиц отметили, что практика Сахаджа-йоги помогает им в преодолении жизненных проблем. Одним из важных аспектов практики Сахаджа-йоги является медитация, которая у 76% лиц вызывает глубокий покой и у 45% - улучшение самочувствия.
Многие, практикующие Сахаджа-йогу, недооценивают значение оздоровительной гимнастики, считая, что в здоровом духе будет и здоровое тело. Почти половина из практикующих Сахаджа-йогу не занимается оздоровительной гимнастикой, и только 25,5% лиц занимается регулярно. Больше половины лиц (57,2%), практикующих Сахаджа-йогу, не встают в самое благоприятное время для медитации, то есть в 5-6 часов утра. Больше половины лиц, практикующих Сахаджа-йогу, оценивают свой сон как хороший.
Удовлетворенность своим здоровьем | Удовлетворены жизнью в целом | Частые беспокойства о будущем | |
Практикующие Сахаджа-йогу | 73,6% | 79% | 10% |
Непрактикующие Сахаджа-йогу | 40,8% | 32,3% | 63% |
76% опрошенных среди сахаджа-йогов не были у врача в течение последних двенадцати месяцев. Из них 15% обращались в лечебные учреждения тогда, когда заболевание вызывало серьезные опасения, 14% лиц - только для получения освобождения от работы. Больше половины (52%) отметили, что обращаются в лечебные учреждения крайне редко. 88% лиц, практикующих Сахаджа-йогу, при заболеваниях и недомоганиях занимаются самолечением, из них 70% считают, что сами могут себя вылечить, 14% занимаются самолечением из-за неудовлетворительного медицинского обслуживания. Подавляющее большинство практикующих (84,2%) не подвержены частым простудным заболеваниям, ангинам, 82,1% лиц практикующих не болели за последний год гриппом.
Позитивное влияние Сахаджа-йоги отмечено в возможности отказа от таких вредных привычек как курение. Только 5% лиц, практикующих Сахаджа-йогу, продолжают курить, в то же время эта доля среди непрактикующих Сахаджа-йогу составляет 31%. Основной ценностью в жизни 90% практикующих считают духовность (у непрактикующих таких было только 20%).
Исследования в городе Москве
В Москве было проведено анкетирование на тему "Социально-гигиенические особенности лиц, практикующих занятия Сахаджа-йогой". На анкеты ответили 1792 человека. Социальный портрет лиц, практикующих занятия Сахаджа-йогой в городе Москве, представляет собой следующее: в основном это женщины (77,2%), мужчины составляют 22,8%. Со средним специальным образованием - 32,5%, высшее имеют 44,6%, при этом женщины имеют более высокий образовательный уровень, чем мужчины. Более половины лиц являются служащими, 17% - пенсионерами, 15,4% - рабочими, около 10% - безработные. Почти каждый третий имеет специальность инженер, учителями и воспитателями являются 12,9% лиц, медицинскими работниками - 8,1%, работниками культуры - 5,4%, экономистами, бухгалтерами - 5,2%.
Среди анкетирующих 62,9% - это лица, занимающиеся Сахаджа-йогой более двух лет. Достаточно регулярно посещающие эти занятия - один или более раз в неделю - (89,6%), регулярно два раза в день (67,3%) проводящие медитацию дома.
В Сахаджа-йогу, в основном, привело беспокойство за свое состояние здоровья (72,6%), поиски смысла жизни (43,1%), желание познать внутреннее "Я" (32,0%), в меньшей степени - неудовлетворенность жизнью (16,8%), стрессовые ситуации (14,3%). Достоверных различий в этом между мужчинами и женщинами не наблюдается. Интересно отметить, что уже после продолжительных занятий основной ценностью в жизни является духовная жизнь (86,6%), а состояние здоровья выделено лишь в 20% случаев, хотя, как указано выше, 72,6% человек привело в Сахаджа-йогу именно беспокойство о здоровье.
Лиц, практикующих занятия Сахаджа-йогой, отличают следующие качества: помощь (материальная и моральная) людям, нуждающимся в поддержке (62,1%), высокая самооценка состояния здоровья - отличное и хорошее здоровье имеют 34% лиц, плохое - 2,9%. Действительно, 86,0% лиц отметили, что занятия Сахаджа-йогой улучшили их здоровье.
Для сравнительной характеристики отобраны группы женщин в возрасте 30-60 лет, практикующих и не практикующих занятия Сахаджа-йогой. В группе, не практикующих занятия Сахаджа-йогой, доля лиц с отличным и хорошим здоровьем лишь 7,4% и 23,7%. Около 80% женщин в последний год чаще стали заниматься самолечением (в противоположной группе - 65,5%), 37% крайне редко обращаются в лечебно-профилактические учреждения (в противоположной группе показатели незначительно отличаются - 30%), обращения в основном связаны только с получением освобождения от работы - 18,6% (5,7%) и в случае, когда болезнь вызывает серьезные опасения - 17,5% (31,6%). В группе женщин, не посещающих занятия Сахаджа-йоги, часто (35,1%) встречалась такая цель обращения в лечебно-профилактические учреждения, как получение квалифицированной медицинской помощи, в другой группе она отмечена лишь в 8% случаев. При этом, около 60% женщин, практикующих занятия Сахаджа-йогой, в последнее время стали более активно заботиться о своем здоровье (в противоположной группе таких лишь 28% женщин). Это проявляется в посещении оздоровительных центров 49% (32%), занятиях физическими упражнениями 19% (33%), рациональном питании - 16,4% (34,4%), организации активного отдыха - 11% (22%).
Сахаджа-йога способствует излечению хронических заболеваний - у 2/3 обследованных зафиксировано полное или частичное избавление от недугов. У сахаджа-йогов старше семидесяти лет в результате избавления от бессоницы несколько увеличилась продолжительность сна. У остальных отмечено снижение потребности во сне почти на полтора часа.
Подверженность простудным и вирусным заболеваниям | Отсутствие простудных и вирусных заболеваний | Наличие длительно текущей болезни | Не имеют патологии | Постоянные обращения в поликлинику | Сон хороший | Употребление снотворных, успокаивающих препаратов | |
До начала занятий | 55% | 3% | 70% | 10,9% | 83% | 44,5% | 24% |
В настоящее время | 4,4% | 37% | 26% | 14,1% | 30% | 90,8% | 1,1% |
87,5% практикующих редко или никогда не испытывают состояния психической депрессии (до занятий таких лиц было в два раза меньше - 41,2%), 86% - раздражения, злости, гнева (в 3 раза), 51,3% - страха (в 3 раза), 78,6% - зависти (в 1,4 раза), 36,9% - тщеславия (в 1,7 раза), 89% - чувство вины (в 3,5 раза), 96,6% - редко или никогда не грубят, не оказывают давления на других (в 1,8 раза), 42% - пребывают в состоянии внутренней гармонии, радости и любви (в 10,5 раза), 95% - щедры с окружающими (в 1,3 раза) по их мнению.
Недовольные своей жизнью | Удовлетвореные жизнью | |
Практикующие Сахаджа-йогу | 7% | 63,6% |
Непрактикующие Сахаджа-йогу | 56,2% | 11,3% |
Следует также отметить, что занятия Сахаджа-йогой помогли избавиться от вредных привычек – курения (до занятий курили 21,1%, в настоящее время - 2,6%), алкоголя (29,6% и 2,5%), потребления наркотиков (4,6% и 0,6%). Достигнуто взаимопонимание с супругом(-ой) - (43,6%), улучшилось взаимоотношения с детьми (59,5%), с родителями (53,3%), друзьями (50,8%), у 23,3% лиц проявились, а у 47% улучшились творческие способности.
В течение первого полугодия занятий в Сахаджа-йоге происходит существенное снижение выраженности астено-невротическую симптоматики и постоянное снижение в последующем. К пятому году число людей, испытывающих разочарование, сокращается в четыре с половиной раза; тоску, пессимизм, подавленность, нарушение сна - более чем в три раза; страх, жалость к себе, головные боли - более чем в два раза; почти вдвое снижается процент лиц, впадающих в беспричинное беспокойство. Каждый второй сахаджа-йог не чувствует своего возраста, каждый четвертый ощущает себя моложе. Расхождение биологического и хронологического возрастов составляет в среднем десять лет.
Авторы: Береснева Р.Е., к.м.н., Гостеева В.И., заслуженный врач России, г. Москва
В городе Воронеже среди лиц, применяющих методы Сахаджа-йоги, было проведено анкетирование, целью которого явилось определение воздействия этой практики на состояние здоровья. Оно предусматривало изучение достижений Сахаджа-йогов по показателям здоровья, здорового образа жизни, изменений в поведении, в моральных и психологических аспектах. Методика практического применения Сахаджа-йоги заключалась в регулярной медитации дома два раза в сутки, посещении занятий Сахаджа-йоги один-два раза в неделю.
Была опрошена группа в количестве 115 человек: женщины - 86% (в возрасте от 30-ти до 60-ти лет), мужчины - 14% (в возрасте от 20-ти до 50-ти лет). До 18 лет - 1%, 18-25 лет - 9%, 26-45 лет - 27%, 46-60 лет - 40%, более 60 лет - 23%. Из числа опрошенных 14% практикуют свои занятия до одного года, от одного до двух лет - 19 процентов, от двух до четырех - 26%, от 4 лет - 41%.
2/3 лиц (64%) целью своих исканий и занятий поставили познание себя, поиск смысла жизни, духовности, самосовершенствование. Ради самосовершенствования пришли 15%. 30% занимающихся пришли с желанием вылечить болезни физического тела. 10% из всех опрошенных считают, что они пришли случайно, но, тем не менее, заинтересовались и стали серьезно заниматься. Коллективные медитации регулярно применяют 87%, домашние медитации - 73%, ощущают вибрации - 83%, очистка тонкой системы - 65%, дача реализации другим - 67%.
У 38% и раньше не было вредных привычек. Избавились от потребления алкоголя - 17%, от курения - 7%, от наркотической зависимости - 1%, от раздражительности, агрессивности, вспыльчивости - 23% от сексуальных излишеств - 5%, от сквернословия - 3,5%, от чрезмерной эмоциональности - 3,5%, от привязанности - 4,5%. Вредные привычки сохранились, в основном, у тех лиц, которые имеют небольшой стаж занятий в Сахаджа-йоге. Регулярно занимающиеся практически полностью избавились от употребления алкоголя, курения, сексуальных отклонений.
Среди занимающихся почти в три раза сократилось число обращающихся в поликлинику. Две трети обследованных зафиксировали у себя полное или частичное избавление от хронических заболеваний (это сердечно-сосудистые заболевания, неврологические болезни, заболевания ЛОР органов и др.). Было: 8% - посещение поликлиники очень часто, 37% - часто, 50% - редко, 5% - никогда. Стало: 0% очень часто, 5% - часто, 22% - редко, 73% - никогда.
Количество полностью излечившихся от болезней: астено-невротические заболевания - 22 человека, заболевания сердечно-сосудистой системы - 14, ЛОР болезни - 10, костно-мышечная патология - 8, заболевания желудочно-кишечного тракта - 6, заболевания почек, мочевыводящей системы - 6, гинекологические заболевания - 5, заболевания бронхо-легочной системы - 5, болезни эндокринной системы - 5, кожные заболевания - 3, органическое поражение головного мозга - 1 человек. Всего от различных заболеваний излечились 86 человек (74,5%). На момент опроса 50% лиц считают себя здоровыми людьми.
Выявлено, что у занимающихся Сахаджа-йогой развиваются многие творческие способности, улучшаются взаимоотношения с людьми, обостряется интуиция, улучшается внимание, многие начинают испытывать незнакомые им ранее состояния радости, покоя, тишины. Вибрационное осознание у человека развивает специфические способности диагностики состояний тонкого тела (чакр, каналов), лечения, получения ответов на интересующие вопросы. Интересно, что 84% опрошенных в случае болезни доверяют своим проявившимся способностям больше, чем врачам, все эти люди излечились от всех или некоторых болезней. 7% ответили, что имеют больше доверия врачам, не исцелились ни от одного заболевания. Те, кто еще не знают, кому доверять, сомневаются, относятся к тем, кто недавно начал свои занятия (это 9% опрошенных). Имеются примеры полного излечивания дифузной мастопатии, остеомы плечевой кости, длительно рецидивирующий (в течение 15-20 лет) экземы. Во всех этих случаях улучшения в состоянии здоровья наступали после получения реализации и самостоятельных и коллективных занятий Сахаджа-йогой в течение срока от нескольких месяцев до года, от больного требовалась безграничная вера, значительные усилия для систематических занятий дома и в коллективе, искреннее желание изменить себя в соответствии с системой моральных ценностей Сахаджа-йоги.
Для 36% опрошенных смыслом жизни является духовный рост, любовь ко всем, помощь окружающим - 23%, познание и самосовершенствование - 40%, гармоничное внутреннее состояние - 3,5%, забота о духовности детей - 10%, работа, дом - 0,8%, не знаю - 0,8%. В целом, положительно оценивают занятия Сахаджа-йогой 99,13% опрошенных, и только один человек ответил, что не знает пока, как оценить.
Шатских Н.И. - главврач поликлиники, Воронеж
В течение ряда лет с помощью специальных социально-психологических процедур изучалось влияние Сахаджа-йоги на жизнедеятельность человека в ее психологических, физиологических и социальных проявлениях. Контингент обследованных составили лица, практикующие ее в течении полугода и более. Обследовано около одной тысячи человек из разных городов Украины. Рассмотрим основные эффекты влияния Сахаджа-йоги на человека.
1. Изменения в личностной сфере. Исследованию были подвергнуты изменения в личности, проявляющиеся в ряде отрицательных и положительных аспектов. Изменение негативных проявлений в личности в результате занятий Сахаджа-йогой указаны в следующей таблице.
Проявления в личности | До Сахаджа-йоги | В Сахаджа-йоге | А : Б | ||
% | Ранг | % | Ранг | ||
1. Раздражительность | 95 | 1 | 64 | 2 | 1,48 |
2. Обидчивость | 92 | 2 | 38 | 11 | 2,42 |
3. Чувство вины | 89 | 3 | 51 | 5 | 1,74 |
4. Привязанность к людям | 88 | 4 | 49 | 6 | 1,79 |
5. Застенчивость | 87 | 5 | 53 | 4 | 1,64 |
6. Чрезмерное планирование | 86 | 6 | 41 | 9 | 2,09 |
7. Нетерпимость | 83 | 7 | 45 | 8 | 1,88 |
8. Критиканство | 81 | 8 | 45 | 7 | 1,80 |
9. Привязанность к материальным благам | 74 | 9 | 38 | 11 | 1,94 |
10. Леность | 72 | 10 | 67 | 1 | 1,07 |
11. Эгоизм | 71 | 11 | 62 | 3 | 1,14 |
12. Агрессивность | 66 | 12 | 18 | 14 | 3,66 |
13. Замкнутость | 65 | 13 | 36 | 12 | 1,80 |
14. Ревность | 60 | 14 | 5 | 17 | 12,00 |
15. Чрезмерная разговорчивость | 60 | 14 | 40 | 10 | 1,50 |
16. Бранная речь | 55 | 15 | 15 | 15 | 3,67 |
17. Скупость | 53 | 16 | 29 | 13 | 1,82 |
18. Зависть | 43 | 17 | 18 | 14 | 2,38 |
19. Пуританское отношение к сексу | 22 | 18 | 6 | 16 | 3,66 |
Изменение позитивных проявлений в личности в результате занятий Сахаджа-йогой.
Проявления в личности | До Сахаджа-йоги | В Сахаджа-йоге | Б : А | ||
% | Ранг | % | Ранг | ||
1. Доброжелательность | 78 | 1 | 95 | 1 | 1,36 |
2. Правдивость | 66 | 2 | 95 | 1 | 1,44 |
3. Скромность | 64 | 3 | 73 | 7 | 1,14 |
4. Сострадание | 56 | 4 | 69 | 8 | 1,23 |
5. Простота в общении | 51 | 5 | 82 | 2 | 1,60 |
6. Чувство юмора | 51 | 5 | 56 | 12 | 1,10 |
7. Открытость | 48 | 6 | 77 | 5 | 1,60 |
8. Способность прощать | 40 | 7 | 80 | 3 | 2,00 |
9. Жизнерадостность | 32 | 8 | 66 | 10 | 2,06 |
10. Уравновешенность | 23 | 9 | 55 | 13 | 2,39 |
11. Чувство любви | 23 | 9 | 76 | 6 | 3,30 |
12. Смирение | 21 | 10 | 56 | 12 | 2,66 |
13. Наслаждение текущим моментом | 21 | 10 | 79 | 4 | 3,76 |
14. Уверенность в себе | 18 | 11 | 67 | 9 | 3,72 |
15. Удовлетворенность жизнью | 16 | 12 | 79 | 4 | 4,94 |
16. Чувство безопасности | 14 | 13 | 69 | 8 | 4,93 |
17. Счастье | 12 | 14 | 62 | 11 | 5,16 |
2. Изменения в поведении. Исследовались особенности, которые оказывают вредное влияние на психосоматическое состояние, здоровье в целом. Ниже следует таблица представленности у обследованных пагубных привычек.
Вредные привычки | До реализации | Занимающиеся около года | Занимающиеся более 5-ти лет | Часто медитирующие |
Потребление алкоголя | 64% | 14% | 5% | 0% |
Потребление лекарств | 77% | 29% | 21% | 30% |
Потребление крепкого кофе | 53% | 32% | 26% | 20% |
Курение | 21% | 5% | 3% | 0% |
Сексуальные отклонения | 14% | 7% | 3% | 0% |
3. Изменения в здоровье. Значительное улучшение здоровья отмечается уже в первые месяцы занятий.
Симптомы | До реализации | После реализации |
Не болеют | 3% | 37% |
Болеют редко | 42% | 59% |
Болеют часто | 36% | 4% |
Болеют очень часто | 19% | 0% |
Состояние заболеваний | До Сахаджа-йоги | От 1 до 7 месяцев | От 7 месяцев до 1 года | От 1 до 3 лет | От 3 до 5 лет | Более 5-ти лет |
Обращения в поликлинику | 84% | 40% | 37% | 33% | 30% | 22% |
Простудно-вирусные заболевания | 96% | 87% | 79% | 60% | 56% | 52% |
Излечение хронических заболеваний | 82% | 40% | 54% | 68% | 74% | 77% |
4. Изменения в самочувствии. До занятий Сахаджа-йоги астено-невротическая симптоматика наблюдалась у 78% людей, после одного года занятий - у 42%, после двух лет - у 37%, после трех - у 28%, после четырех - у 28, после пяти - у 28%. Снижается выраженность таких симптомов, как разочарование, тоска, пессимизм, подавленность, нарушение сна, чувство страха, жалость к себе, головные боли, беспокойство. У основной массы сокращается более чем на час продолжительность сна, у лиц же с нарушением сна она увеличивается. Каждый четвертый сахаджа-йог чувствует себя моложе, а каждый второй вообще не ощущает свой возраст.
5. Управление стрессом. На примере двух групп руководителей, практикующих Сахаджа-йогу и ведущих традиционный образ жизни, установлено, что сахаджа-йоги воспринимают условия своей профессиональной деятельности как оказывающие на них значительно меньшее давление, менее напряженные, по сравнению с руководителями, ведущими традиционный образ жизни. То, что последователи Сахаджа-йоги воспринимают условия своей работы как менее стрессогенные, подтверждается и тем, что они более удовлетворены как самой работой, так и ее организацией, менее ориентированы на конкурентную борьбу. У них ниже значения показателей рабочего фокуса контроля, что свидетельствует о более выраженном внутреннем контроле. Сахаджа-йоги эффективнее купируют стрессовые состояния, и это находит свое выражение в том, что психологические нагрузки у них положительно связаны с их здоровьем.
6. Достижения в жизни. В результате занятий Сахаджа-йогой происходит ряд изменений в жизни, проявляющихся в явлениях общего порядка.
Жизненные проявления | Изменения положительные | Изменения отрицательные |
1. Учеба | 22,2% | 2,8% |
2. Работа | 52,2% | 4,4% |
3. Материальное положение | 58,4% | 9,0% |
4. Отношения в семье | 61,9% | 7,2% |
В Сахаджа-йоге развивается целый ряд различных творческих способностей (в науке, искусстве, литературе), улучшаются взаимоотношения с людьми, отмечается обострение интуиции, развитие внимания, памяти, проницательности, способности диагностировать и лечить других. По сравнению с контрольной группой сахаджа-йоги отличаются более высокими оценками их жизнедеятельности по таким обобщенным показателям как психологическое благополучие и качество жизни.
Буцык А.Л. - кандидат психологических наук, Киев, Украина
Исследования учащихся начальных классов
Воздействие медитационной практики по методу Сахаджа-йоги исследовалось с 1992-го по 1996-ый год в начальных классах школы Подстепок, пригорода Тольятти. Учительница 4"А" класса (стаж занятий Сахаджа-йогой - три года) с разрешения родителей проводила пятиминутные медитации до начала уроков и после их окончания. Контрольную группу составили 4"Б" и 4"В" классы. Результаты фиксировались в начале и конце учебного года в течение четырех лет независимыми экспертами: педагогами, психологом и медиком данной школы. Полученные результаты обработаны методом математической статистики по формулам, используемым для расчета малых выборок (среднее арифметическое, стандартное отклонение, достоверность по критерию Виконсона).
Динамика заболеваемости детей. Можно констатировать, что дети экспериментальной группы реже болели и быстрее выздоравливали благодаря активизации внутренней резервной энергии и саморегуляции энергоинформационной структуры.
Класс | Общее кол-во пропущенных дней | Среднее кол-во пропущенных дней на человека | Количество случаев простудных заболеваний | Общее количество случаев заболеваний | Общее кол-во случаев заболеваний на человека |
"А" экспериментальный | 134 | 12,1 | 15 | 101 | 9,4 |
"Б" контрольный | 157 | 13,0 | 19 | 121 | 10 |
"В" контрольный | 145 | 20,7 | 18 | 107 | 14,4 |
Динамика развития невербального интеллекта. У учащихся экспериментального класса в конце третьего класса наблюдался более высокий уровень невербального интеллекта.
Уровень развития | "А" класс | "Б" класс | "В" класс | |||
1992 | 1995 | 1992 | 1995 | 1992 | 1995 | |
высокий | 18% | 36% | 8% | 13% | 14% | 0% |
средний | 55% | 46% | 62% | 80% | 14% | 14% |
низкий | 27% | 18% | 30% | 7% | 72% | 86% |
Динамика развития вербально-логического мышления. В течение эксперимента было выяснено, что наиболее высокие показатели вербально-логического мышления имеют учащиеся экспериментального класса.
Показатель вербально-логического мышления | "А" класс | "Б" класс | "В" класс | |||
1994/95 | 1995/96 | 1994/95 | 1995/96 | 1994/95 | 1995/96 | |
высокий | 20% | 27% | 15% | 13% | 0% | 0% |
средний | 70% | 73% | 70% | 74% | 100% | 86% |
низкий | 10% | 0% | 15% | 13% | 0% | 14% |
средний балл | 12,60 | 24,73 | 11,38 | 24,00 | 10,14 | 21,29 |
Тест Кэттела. По результатам проведения опроса по адаптированному детскому личностному опроснику Р.Кэттела в четвертых классах была составлена таблица.
класс/фактор | A | B | C | D | E | F | G | H | J | O | Q3 | Q4 |
"А" экспериментальный | 5,64 | 4,73 | 4,64 | 4,75 | 4,45 | 4,55 | 6,91 | 5,18 | 6,4 | 6,18 | 6,82 | 4,91 |
"Б" контрольный | 4,2 | 4,13 | 3,67 | 6,4 | 5,53 | 5,07 | 5,13 | 3,13 | 6,13 | 7,40 | 5,20 | 7,07 |
"В" контрольный | 3,29 | 2,86 | 4,57 | 6,57 | 6,29 | 3,29 | 4,86 | 3,43 | 7,43 | 7,29 | 5,29 | 5,71 |
Из этой таблицы по фактору A можно сделать вывод, что в экспериментальном классе выше, чем в контрольных, показатель открытости, доброжелательности, общительности, участливости. По фактору D показатель возбудимости в экспериментальном классе ниже, чем в контрольных, что характеризует детей как более эмоционально уравновешенных, неторопливых, сдержанных. По фактору G показатель добросовестности, ответственности, целеустремленности, аккуратности в экспериментальном классе выше. Фактор Н отражает особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми, п окоторому можно судить, что, в целом, дети экспериментального класса более непринужденны и смелы в общении, легче вступают в контакт со взрослыми. Фактор O указывает на то, что в экспериментальном классе ниже, чем в контрольных показатель тревожности. Более высокий показатель по фактору Q3 в экспериментальном классе может быть рассмотрен как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни, более высокий самоконтроль детей. Фактор Q4 указывает на то, что в экспериментальном классе более низкий показатель напряженности, что говорит о большем спокойствии, расслабленности, невозмутимости детей. Таким образом, включение кратких десятиминутных медитаций в режим учебного дня способствует гармоничному развитию личности, снижению психоэмоционального напряжения, развитию интеллекта.
Исследования учащихся лицея
На втором этапе нашего исследования - 1998-2000 годы - была апробирована оздоровительная система Сахаджа-йога в практике психофизической рекреации после учебного дня в лицее N 57 города Тольятти. В эксперименте участвовали одиннадцать девочек и восемь мальчиков, практикующих Сахаджа-йогу (экспериментальная группа), и десять девочек и десять мальчиков контрольной группы в возрасте 12-13 лет.
В начале и в конце учебного года было оценено состояние основных физиологических систем (сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, паталогии X, А-кровотока, R-плотности ткани) в баллах по методу компьютерной электроструктурографии, разработанному д.т.н., академиком С.А.Куделькиным. Анализ полученных результатов показал значительное улучшение регуляции основных физиологических систем в экспериментальной группе (кровотока на 0,49 бал., плотности ткани на 0,41 бал., пищеварительной системы на 0,15 бал., сердечнососудистой системы на 0,16 бал., эндокринной - 0,13 бал.). В контрольной группе видимых изменений в регуляции основных физиологических систем не произошло.
Психоэмоциональное напряжение оценивалось по тесту - шкала личностно-реактивной тревожности Ч. Спилбергера - Ю. Ханина. В течение учебного года произошли определенные изменения в показателях теста, которые можно видеть в таблице.
Уровень тревожности | Личностная тревожность | Реактивная тревожность | ||||||||||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||||||
Было | Стало | Разница | Было | Стало | Разница | Было | Стало | Разница | Было | Стало | Разница | |
Высокий уровень | 30% | 16% | -14% | 35% | 31% | -4% | 15% | 4% | -11% | 18% | 9% | -9% |
Умеренный уровень | 55% | 59% | 4% | 57% | 56% | -1% | 45% | 43% | -2% | 58% | 63% | 5% |
Низкий уровень | 15% | 25% | 10% | 8% | 13% | 5% | 40% | 53% | 13% | 24% | 28% | 4% |
Воздействие оздоровительной системы Сахаджа-йоги на саморегуляцию поведения детей оценивалось по показателям уровня эмпатийных тенденций (тест А.Меграбяна - Н.Энштейна). Выявлен приблизительно одинаковый процент детей с низким уровнем эмпатийных тенденций. В течение эксперимента эти данные изменились следующим образом: число детей с низким уровнем эмпатии снизилось в экспериментальной группе на 16 % (с 23 % до 7 %), в контрольной группе осталось на прежнем уровне (21 %); низкий уровень с тенденцией к среднему вырос на 5 % (с 27 % до 32 %) в экспериментальной группе и снизился на 1 % (с 33 % до 32 %) в контрольной группе; средний уровень эмпатии повысился на 4 % (с 27 % до 31 %) в экспериментальной группе и на 1 % (с 49 % до 41 %) в контрольной группе; средний уровень с тенденцией к высокому вырос на 4 % (с 18 % до 22 %) в экспериментальной группе, в контрольной группе остался на прежнем уровне (6 %); высокий уровень эмпатии вырос на 3 % (с 5 % до 8 %) в экспериментальной группе, в контрольной группе он не проявлен совсем. Следовательно, дети, практиковавшие Сахаджа-йогу, стали более сострадательны, общительны.
Исследования сахаджа-йогов и контрольной группы
Воздействие занятий Сахаджа-йогой на саморегуляцию основных физиологических систем и параметров оценивалось с помощью метода компьютерной электроструктурографии, разработанном С.А.Куделькиным. В эксперименте приняли участие шестьдесят добровольцев различного пола и возраста - сорок сахаджа-йогов и двадцать человек, составляющих контрольную группу.
Физиологические параметры | Время измерения | Группы сахаджа-йогов по возрасту | Группы спортсменов | ||||
I муж. 18-34 n = 10 | II жен. 18-34 n = 10 | III жен. 35-54 n = 10 | IV жен. старше 55 n = 10 | V дев. 7-13 n = 10 | VI 18-34 n = 10 | ||
Сердечно-сосудистая система | до медитации после медит. | 3.03 3.43 | 2.93 3.21 | 3.06 3.24 | 3.04 3.25 | 2.62 3.03 | 2.83 2.90 |
Пищеварительная система | до медитации после медит. | 3.31 3.54 | 3.01 3.60 | 3.32 3.64 | 2.95 3.55 | 2.93 3.16 | 2.93 2.87 |
Эндокринная система | до медитации после медит. | 3.43 4.19 | 3.58 3.78 | 3.33 3.46 | 3.30 3.55 | 2.81 2.82 | 2.77 2.80 |
Паталогия Х | до медитации после медит. | 2.97 3.23 | 2.97 3.17 | 2.87 3.02 | 2.87 3.11 | 2.47 2.74 | 2.50 2.45 |
А-кровоток | до медитации после медит. | 2.94 3.01 | 2.98 3.00 | 2.88 2.98 | 2.87 3.00 | 2.80 2.85 | 2.89 2.56 |
Плотность ткани | до медитации после медит. | 3.01 3.19 | 3.00 3.11 | 2.97 3.12 | 3.00 3.02 | 2.97 3.07 | 2.78 2.78 |
Анализ электроструктурограмм до и после занятия Сахаджа-йогой и по традиционной методике (контрольные группы) показал более высокий уровень саморегуляции основных физиологических систем и параметров в экспериментальных группах (результат в баллах, n - число обследуемых в каждой группе). Можно предположить, что сахаджа-йоги способны активизировать деятельность парасимпатической нервной системы через активизацию энергии Кундалини.
Еще одно исследование сахаджа-йогов и контрольной группы
В опросе, проведенном по разработанной анкете и по тесту-шкале реактивно-личностной тревожности (ШРЛТ) Ч.Спилбергера - Ю.Ханина участвовало 357 сахаджа-йогов и 187 человек контрольной группы, которую составили люди, впервые пришедшие на занятия Сахаджа-йогой, различного пола в возрасте от 19-ти до 55-ти лет. Выявлено воздействие оздоровительной системы Сахаджа-йоги на саморегуляцию психоэмоционального состояния.
Результаты опроса по разработанной анкете приведены в следующей таблице.
Показатели | Сахаджа-йоги | Контрольная группа |
Редко или никогда не испытывают состояние злости, гнева и раздражения | 85,1% | 55,7% |
Никогда или редко отмечают у себя состояние психической депрессии | 80,1% | 42,9% |
Постоянно и почти постоянно находятся в состоянии мира и покоя | 91,5% | 34,2% |
Постоянно или почти постоянно чувство внутренней радости и гармонии | 91,6% | - |
Редко и периодически чувство внутренней радости и гармонии | 6,4% | 82,9% |
В таблице ниже приведены показатели реактивной и личностной тревожностей по ШРЛТ (Ч. Спилбергер - Ю. Ханин).
Уровень тревожности | Уровень реактивной тревожности | Уровень личностной тревожности | ||||||||||
Сахаджа-йоги | Контрольная группа | Сахаджа-йоги | Контрольная группа | |||||||||
% | Стандартное отклонение | Ошибка средней | % | Стандартное отклонение | Ошибка средней | % | Стандартное отклонение | Ошибка средней | % | Стандартное отклонение | Ошибка средней | |
Высокий уровень | 1 | - | - | 35 | 9,382 | 2,602 | 9 | 3,869 | 1,579 | 73 | 5,323 | 1,024 |
Умеренный уровень | 46 | 3,199 | 0,575 | 62 | 3,240 | 0,676 | 67 | 4,300 | 0,641 | 27 | 1,900 | 0,601 |
Низкий уровень | 53 | 3,488 | 0,590 | 3 | - | - | 24 | 3,219 | 0,805 | 0 | - | - |
Анализ таблицы позволяет говорить об относительно высоком психоэмоциональном напряжении респондентов контрольной группы, так как 73% респондентов данной группы имеют очень высокий уровень личностной тревожности и довольно высокий показатель реактивной (ситуативной) тревожности.
Уровень личностной-социальной (поведенческой) саморегуляции оценивался по данным опроса анкеты и по тесту А.Меграбяна - Н.Эпштейна. Ряд вопросов анкеты был ориентирован на исследование коммуникабельной сферы личности.
Показатели | Сахаджа-йоги | Контрольная группа |
Выстроили гармоничные отношения со своими друзьями, используя такие качества как прощение, сострадание, выдержка, доброта, любовь | 91% | 61% |
Имеют доброжелательные отношения с членами трудового коллектива | 78,7% | 60% |
Взаимопонимание в семье | 70,2% | 59,5% |
Раскрытие и развитие творческих способностей | 72% | 5% |
Постоянное и частое оказание помощи людям, нуждающимся в поддержке (материальной и моральной) | 86,6% | 64,8% |
Анализ результатов тестирования по опроснику А.Меграбяна - Н.Эпштейна выявил более развитое качество сострадания и коммуникабельности у сахаджа-йогов, 22% которых имеют высокий и средний уровень с тенденцией к высокому. В контрольной группе 17% имеют средний уровень с тенденцией к высокому, с высоким уровнем респондентов не выявлено.
Авторы: Састамойнен Т.В. - кандидат педагогических наук, доцент Государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (С.-Петербург, Россия). Солодянкин А.С. - преподаватель (Тольятти, Россия)
По данным исследований, проведенных в 2000-2001 годах РОО "Самопознание" в пятнадцати регионах России и СНГ, хроническими заболеваниями страдают от 52% до 64% людей. Из почти 1200 опрошенных более чем у 30-40% нарушен сон, отмечается частая раздражительность, редко или лишь иногда бывает спокойное миролюбивое состояние. Чувство гармонии с окружающим миром редко или только иногда испытывает почти 60% человек. При этом каждый десятый отвечал, что часто испытывает состояние агрессивности, отрицательно относится к другим национальностям и религиозным конфессиям, равнодушно или отрицательно - к детям и старым людям, положительно или нейтрально - к такому явлению как война. Если к тому же учесть, что значительная часть населения проживает, по сути, за чертой бедности и в осложненных криминогенных условиях, а отдельными СМИ культивируется насилие и извращенные морально-нравственные ценности, то очевидной становится социальная взрывоопасность нашего общества при переходе в третье тысячелетие.
Где же выход? Выход надо искать в трансформации самого человека, в изменении и развитии его сознания, его духовной сферы. Тогда человек, проживая в тех же самых условиях, сможет выжить сам и поможет выжить другому. Только необходимо без предубеждения постичь все лучшее, что выработало человечество за тысячелетия своего существования не только на Западе, но и на Востоке. Помочь в этом нам могут методы Сахаджа-йоги, разработанные госпожой Нирмалой Шривастава. Ее учение получило мировое признание как метод познания человеком самого себя, своей изначальной духовной сущности и окружающей природы. Оно дает возможность раскрыть мощные внутренние силы человека, их духовный источник, позволяет привести научные знания и религиозные верования людей к согласию и гармонии, помогает человеку познать свое единство с природой, Богом, всей планетой и космосом. Отсюда меняется мировоззрение людей, их здоровье, отношения с окружающими.
Об этом свидетельствуют данные, которые получены в исследованиях РОО "Самопознание". В течение 2000-2001 годов были обследованы выбранные случайным образом группы людей - экспериментальная, состоящая из более четырехсот человек из пятнадцати регионов России и СНГ, занимающихся Сахаджа-йогой, и контрольная группа, состоящей из 756 человек, выбранных также случайным образом из людей, не занимающихся Сахаджа-йогой, но составляющих окружение занимающихся (родственники, сослуживцы, соседи).
Качество | До начала занятий Сахаджа-йогой | В результате занятий | Контрольная группа |
Наличие хронических заболеваний | 62% | 0% | 52% |
Нарушение сна | 43% | 3% | 30% |
Частая раздражительность | 55% | 2% | 34% |
Частое состояние агрессивности | 24% | 0% | 12% |
Редко испытывают чувство гармонии с окружающим миром | 28% | 1% | 20% |
Редко находятся в спокойном миролюбивом состоянии | 15% | 1% | 9% |
Никогда не испытывают состояния агрессивности | - | 75% | 37% |
Прослеживается существенная связь снижения посещаемости врачей с занятиями Сахаджа-йогой у 90% обследованных. В контрольной группе продолжают посещать врача от одного до тридцати раз в год 71% опрошенных. Кроме того, данные социологического обследования показали, что лица, занимающиеся по системе Сахаджа-йоги, отличаются доброжелательным отношением ко всем национальностям, народам и религиозным убеждениям, заботливым отношением к окружающей среде, детям и пожилым людям. То есть ни один человек не высказал отрицательного отношения к какой-либо национальности, стране или религиозной конфессии. Единственно осторожное мнение прозвучало: лишь бы то или иное религиозное убеждение не наносило вред человеку. Нейтральное или равнодушное отношение к войне, другим нациям и странам, религиозным убеждениям, детям и старикам высказали лишь от 1% до 8% человек, имеющих небольшой стаж занятий по системе Сахаджа-йоги.
Все занимающиеся Сахаджа-йогой отметили, что эти занятия облегчают их жизнь, делают ее более насыщенной и гармоничной. Значительная часть опрошенных (70% человек) отметили, что благодаря таким занятиям жизнь для них приобрела смысл. Ни один из занимающихся не отметил ухудшение своего состояния в результате занятий Сахаджа-йогой, 95% отметили улучшение общего самочувствия и только 5% указали, что их состояние не изменилось. Аналогично 82% занимающихся отметили улучшение взаимоотношений в семье и 17% отметили, что отношения в семье не изменились, добавляя часто, что они и до этого были хорошими. В результате, если по официальной статистике в нашей стране ежегодно распадается от 60% до 80% заключенных браков, то в Новосибирской области в результате десятилетнего мониторинга среднегодовое количество разводов среди пар, в которых оба супруга занимались Сахаджа-йогой, составило 0,05% и среди пар, где только один из супругов занимался Сахаджа-йогой, - 0,30%.
Щетинина И.В. - доктор экономических наук, СибНИИЭСХ СО РАСХН (Новосибирск, Россия)
Наблюдения проводились в 21-ой поликлинике Новосибирска, где применялась практика сахаджа-терапии в период эпидемии вирусной инфекции. Применение практических методов сахаджа-терапии в медицине показало их высокую эффективность в мировой практике, например, при лечении больных в международном медицинском сахаджа-центре близ Бомбея. Общеизвестно, что благодаря занятиям Сахаджа-йоги замедляется течение хронических болезней, наступает стойкая ремиссия, улучшение общего состояния, качества жизни больного, быстрее восстанавливается организм после острого заболевания.
В 21-ой поликлинике прослежено сотня случаев с различными заболеваниями (ОРВИ, острый трахеобронхит, гипертоническая болезнь, поясничный остеохондроз). Диагнозы были верифицированы при помощи принятых методов обследования (биохимия крови, ЭКГ, общие анализы крови и мочи). Пациенты с 1929 г.р. до 1981 г.р., средний возраст 41 ± 1,18 лет, мужчин сорок один человек, женщин пятьдесят девять человек.
У лиц, занимающихся Сахаджа-йогой, меньшее количество дней нетрудоспособности, чем у тех, кто ею не занимется. У женщин - 8,66 ± 0,68 и 12,63 ± 1,11 (р < 0,05), у мужчин - 8,76 ± 0,61 и 11,30 ± 1,27 (р > 0,05). Результаты лечения ряда болезней среди практикующих Сахаджа-йогу и среди непрактикующих Сахаджа-йогу приведена в следующей таблице.
Болезни | Использование сахаджа-терапии | М/м | p | б | min | max |
ОРВИ | использующие (N = 32) | 7,94 ± 0,38 | р < 0,05 | 2,15 | 3 | 13 |
неиспользующие (N = 32) | 10,41 ± 0,82 | р < 0,05 | 4,62 | 4 | 24 | |
Гипертоническая болезнь | использующие (N = 5) | 12,20 ± 2,80 | р > 0,05 | 6,26 | 8 | 23 |
неиспользующие (N = 5) | 17,40 ± 4,18 | р > 0,05 | 9,34 | 8 | 33 | |
Острый трахеобронхит | использующие (N = 6) | 7,67 ± 0,99 | р < 0,05 | 2,42 | 3 | 10 |
неиспользующие (N = 8) | 13,25 ± 2,24 | р < 0,05 | 6,34 | 7 | 27 | |
Поясничный остеохондроз | использующие (N = 7) | 10,57 ± 1,43 | р > 0,05 | 3,78 | 4 | 15 |
неиспользующие (N = 5) | 15,80 ± 2,24 | р > 0,05 | 5,02 | 8 | 22 |
Не выявлена зависимость длительности болезни от пола у больных ОРВИ, но выявлено значительное различие длительности болезни у мужчин, практикующих сахаджа-терапию, и у женщин, не практикующих ее: 7,82 ± 0,42 и 10,60 ± 1,12 (р < 0,05).
Таким образом, среди людей, занимающихся методикой сахаджа-терапии, достоверно уменьшается количество дней нетрудоспособности у больных ОРВИ и острым трахеобронхитом. Отмечается тенденция уменьшения числа дней пребывания на больничном листе больных с гипертонической болезнью и поясничным остеохондрозом.
Ашкамакина М.И. - врач-терапевт I категории (Новосибирск, Россия),
Гыргольгау Л.А. - кандидат медицинских наук, Институт терапии СО РАМН (Новосибирск, Россия).
Российские ученые Ю.Н.Козырев и Г.Л.Воронин предприняли попытку изучения метасоциальной (духовной) структуры российского общества, распределяющей людей по состоянию их нравственного сознания. Под духовностью они понимали детерминирующее основание деятельности, поведения и поступков людей. Были отобраны крылатые выражения, в которых закреплен духовный опыт человечества (библейские заповеди, выражения из морального кодекса, русские пословицы и другие). В Нижнем Новгороде было проведено исследование, в котором 1430-ти опрашиваемым было предложено оценить по девятибалльной шкале, от "безусловно несогласен" (1) до "безусловно согласен" (9), меру своего согласия с этими крылатыми выражениями.
В результате метасоциальное (духовное) пространство российского общества оказалось возможным представить как поле, разбитое на четыре квадранта двумя парами противоположных полюсов: терпимость (толерантность) - агрессивность (характер социального взаимодействия) и сотрудничество - соперничество (характер мироотношения). В соответствии с этими полюсами можно выделить четыре основных типа духовной организации личности:
1) консенсиалистский (направленность на терпимость и сотрудничество);
2) агрессивно-альтруистический (направленность на агрессивность и сотрудничество);
3) толерантно-эгоистический (направленность на терпимость и соперничество);
4) диссенсиалистский (направленность на агрессивность и соперничество).
К какому типу тяготеют различные социальные группы нашего общества, показано на схеме. На ней наглядно представлен тот факт, что сахаджа-йоги имеют самые высокие показатели по таким параметрам как "терпимость" и "сотрудничество" - эта группа респондентов характеризуется ярко выраженной консенсиалистской направленностью.
Группы исследуемых пронумерованы в порядке увеличения параметра "сотрудничество". 1 - это предприниматели; 2 - лица с самыми высокими доходами; 3 - лица с высокими доходами; 4 - лица, окончившие ПТУ со средним общим образованием; 5 - безработные; 6 - лица в возрасте от 30-ти до 34-ех лет; 7 - рабочие средней квалификации; 8 - лица с неполным средним образованием; 9 - рабочие высокой квалификации; 10 - лица в возрасте от 25-ти до 29-ти лет; 11 - рабочие низкой квалификации; 12 - лица с достаточно высоким доходом; 13 - верующие; 14 - мужчины; 15 - лица с незаконченным высшим образованием; 16 - лица в возрасте от 40-ка до 44-ех лет; 21 - лица с доходом несколько выше среднего; 22 - лица со средним специальным образованием; 23 - лица с доходом несколько ниже среднего; 24 - студенты; 25 - служащие без специального образования; 26 - лица с малым доходом; 27 - неверующие; 28 - лица в возрасте от 50-ти до 59-ти лет; 29 - лица в возрасте до 20-ти лет; 30 - лица в возрасте от 20-ти до 24-ех лет; 31 - женщины; 32 - лица с крайне малым доходом; 33 - лица в возрасте от 35-ти до 39-ти лет; 34 - дипломированные специалисты; 35 - лица со средним доходом; 36 - домохозяйки; 37 - не определили свое отношение к вере; 38 - лица с высшим образованием; 39 - лица в возрасте 60-ти лет и старше; 40 - неработающие пенсионеры; 41 - школьники, учащиеся ПТУ, ССУЗов; 42 - военнослужащие; 43 - руководители, управляющие; 44 - лица с поствысшим образованием; 45 - сахаджа-йоги.
Аналогичное исследование, респондентами в котором являлись сахаджа-йоги, проделано в городе Тольятти (514 человек). В результате выявлено, что сахаджа-йоги, проживающие в этом городе, отличаются большей направленностью на терпимость и сотрудничество, чем другие рассмотренные социальные категории, в том числе по сравнению с нижегородцами, назвавшими себя православными, верующими и глубоко верующими. Таблица средних баллов отношения к выражениям из Библии приведена ниже в таблице. Анализ ответов сахаджа-йогов позволяет сделать вывод, что их моральные нормы не противоречат христианскому учению, а даже, наоборот, более подходят к учению.
Библейские высказывания | Весь массив | Верующие | Глубоко верующие | Атеисты | Православные | Сахаджа-йоги |
"Око за око, зуб за зуб" | 4,19 | 4,31 | 3,83 | 4,49 | 4,16 | 1,77 |
"Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую" | 2,54 | 2,80 | 3,62 | 2,29 | 2,72 | 4,57 |
"Возлюби ближнего твоего как самого себя" | 6,68 | 7,0 | 6,47 | 6,25 | 6,90 | 8,19 |
"Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего" | 6,06 | 6,05 | 5,86 | 6,09 | 5,99 | 2,12 |
"Любите врагов ваших" | 3,01 | 3,19 | 3,69 | 2,78 | 3,15 | 7,68 |
"Просите и дано будет вам..." | 6,09 | 6,47 | 6,62 | 5,66 | 6,34 | 8,26 |
Анализ данных по сахаджа-йогам показал, что среди них меньше других в сторону консенсиализма продвинуты медитирующие только один раз в неделю и менее, а также посещающие коллективные программы по Сахаджа-йоге один раз в месяц и менее. Таким образом, занятия Сахаджа-йогой влияют на духовную организацию личности, способствуют развитию в человеке направленности на терпимость и сотрудничество.
Было проведено исследование по оценке качеств сахаджа-йогов другими людьми. В качестве респондентов выступали люди, работающие в учреждениях, где проходят программы по Сахаджа-йоге (от директора учреждения до вахтеров и гардеробщиков), которые сами не занимаются Сахаджа-йогой, но ответили, что имеют возможность регулярно наблюдать за сахаджа-йогами и имеют о них свое мнение. Был опрошен тридцать человек в восьми различных учреждениях Тольятти. Анкета состояла из шестнадцати пар противоположных характеристик. К среднему (нулевому) баллу были также отнесены ответы типа: "Среди них всякие есть, думаю, что примерно поровну". Результаты представлены в таблице.
Личностные качества | да (-2) | скорее да (-1) | з/о (0) | скорее да (1) | да (2) | Личностные качества |
Злые | 0 | 0 | 3,2 | 19,4 | 77,4 | Добрые |
Скупые | 0 | 0 | 16,1 | 9,7 | 48,4 | Щедрые |
Агрессивные | 0 | 0 | 0 | 9,7 | 83,9 | Терпимые |
Легко раздражаются | 0 | 0 | 3,2 | 3,2 | 81,7 | Уравновешенные |
"Себе на уме" | 9,7 | 16,1 | 9,7 | 16,1 | 32,3 | Открытые |
Заботятся только о себе | 0 | 3,2 | 0 | 9,7 | 58,1 | Заботятся о других |
Любят только себя | 0 | 6,5 | 6,5 | 9,7 | 64,5 | Любят всех |
Обидчивые | 0 | 0 | 3,2 | 16,1 | 64,5 | Умеют прощать |
Ленивые | 0 | 3,2 | 6,5 | 22,6 | 51,6 | Трудолюбивые |
Негативно влияют на окружающих | 0 | 0 | 9,7 | 9,7 | 67,7 | Положительно
влияют на окружающих |
Дисгармоничные | 0 | 0 | 3,2 | 9,7 | 64,5 | Гармоничные |
Направлены на разрушение | 0 | 0 | 0 | 12,9 | 83,9 | Направлены на созидание |
Бездарные | 0 | 0 | 32,3 | 16,1 | 32,3 | Одаренные |
Замкнутые | 0 | 3,2 | 0 | 9,7 | 87,1 | Общительные |
Бездуховные | 6,5 | 3,2 | 9,7 | 16,1 | 61,3 | Духовно богатые |
В них присутствует фанатизм | 22,6 | 19,4 | 0 | 3,2 | 38,7 | Фанатизм отсутствует |
Все средние значения оказались положительными, то есть в среднем респонденты дали положительную оценку сахаджа-йогам по всем шестнадцати парам качеств. Таким образом, расчетный профиль личности сахаджа-йогов по оценке лиц, которые не практикуют Сахаджа-йогу, представлен на диаграмме ниже.
Самый большой процент среди негативных оценок был в последней паре: "в них присутствует фанатизм - фанатизм отсутствует" (средний балл 0,19), но часть респондентов прокомментировали свою оценку: "Раз они веруют, значит, все фанатики", "Я не могу так сильно верить, как они" и т.п., - поэтому можно сделать вывод, что часть респондентов, выбравших отрицательные ответы в этой паре, имели в виду веру, а не фанатизм сахаджа-йогов. Некоторые уточняли, что "это фанатизм в хорошем смысле слова" и говорили об увлеченности сахаджа-йогов. Были также респонденты, выбирающие как отрицательные, так и положительные ответы в этой паре, комментирующие, что сахаджа-йогам не свойственен религиозный экстремизм, как представителям некоторых сект и конфессий ("агрессивной навязчивости не было", "фанатики в своей вере, но на других людей они не давят").
Лысакова Т.Н. - педагог-социолог, Институт социологии РАН, Москва, Россия.
Влияние медитации на сердечно-сосудистую реактивность в процессе восприятия и переоценки эмоциональных образов
Было установлено, что медитация является эффективной стратегией, позволяющей справляться со стрессом как здоровым людям, так и пациентам с психосоматическими расстройствами. Главной целью данного исследования было изучение психофизиологических механизмов воздействия медитации на сердечно-сосудистую реактивность и контроль над эмоциями.
Мы исследовали влияние многолетней медитации по методу Сахаджа-йоги на вызванный мозговой потенциал и сердечно-сосудистую реактивность во время просмотра вызывающих эмоции изображений в условиях так называемых "нерегулирования" и "регулирования" эмоций. Участие в исследовании приняли двадцать два медитирующих человека с опытом медитаций и двадцать пациентов группы контроля. В условия "нерегулирования" испытуемым показывали нейтральные и эмоциональные образы и просили уделять им внимание. В состоянии "регулирования" эмоций испытуемые подавляли негативное влияние через переоценку негативных изображений или усиливали позитивное эмоциональное влияние через переоценку позитивных образов.
Согласно нейрофизиологическим данным у медитирующих вызванные потенциалы головного мозга в диапазоне 140-400 мс были ослаблены как для позитивных, так и для негативных образов, что отличало их от контрольной группы. Что касается сердечно-сосудистой реактивности, в нерегулируемом состоянии при ожидании изображений медитирующие, в отличие от контрольной группы, проявляли меньшее предстимульное общее периферическое сопротивление и более высокий сердечный выброс для негативных изображений по сравнению с нейтральными и позитивными.
Группа контроля демонстрировала подобное поведение только в той части "регулирования" эмоций, когда им нужно было оценить по-новому ожидаемый негативный образ. И медитирующие, и контрольная группа показали сходную сердечно-сосудистую реактивность при восприятии позитивных стимулов, в то время как при ожидании позитивного образа была более выражена симпатическая активация в группе медитирующих. Результаты эксперимента позволяют получить представление о некоторых аспектах благоприятного влияния медитации на возможность контроля эмоций и сердечно-сосудистой реактивности.
Влияние медитации на положительное смещение внимания: исследование движения глаз
В силу того, что эмоциональные стимулы связаны с мотивацией, они захватывают внимание. Эта идея используется в теориях мотивированного внимания, эмоционального внимания и естественного избирательного внимания. Эмоциональные стимулы активируют защитные или "поисковые" мотивационные системы, таким образом подготавливая организм для принятия соответствующих мер. В силу растущей доказательственной базы повышения контроля над эмоциями благодаря медитативным тренировкам, основная цель данного исследования была в оценке предполагаемого влияния долгосрочной медитации на раннее смещение внимания при предъявлении эмоциональных стимулов. В исследовании принимали участие двадцать три человека, длительно практикующих медитацию по методу Сахаджа-йоги (мужчины), и двадцать один человек в составе контрольной группы (мужчины). Движения глаз участников отслеживались во время просмотра двадцати двух различных изображений лиц как с нейтральными, так и с эмоционально окрашенными выражениями.
Каждый показ включал в себя изображения одного и того же человека: одно нейтральное и три эмоционально окрашенных (испуганное, злое и счастливое). В каждом испытании лица, выражающие эмоции, показывались десять секунд, а затем в течении четырех секунд - изображение четырех нейтральных лиц. Подсчитывалось количество беглых взглядов, фиксация взгляда и время наблюдения.
Было установлено, что контрольные испытуемые показали смещение внимания на злые и счастливые лица, в то время как внимание медитирующих направлялась в сторону позитивных лиц без существенной разницы между нейтральными и негативными (напуганными, сердитыми) категориями.
Мы можем заключить, что медитация способствует такому смещению внимания, которое снижает смещение к негативности (внимание меньше переносится на негативные стимулы), таким образом повышая положительные смещения (больше внимания направляется на позитивные стимулы) в рамках индивидуального эмоционального пространства тех, кто медитирует продолжительное время.
Любомир Афтанас, Сергей Павлов, Наталия Рева и Владимир Коренек
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины" Сибирского отделения Российской академии медицинских наук
Что такое Самореализация и что она дает? |
Пробуждение Кундалини Вы можете пробудить энергию Кундалини прямо сейчас, выполнив несложный протокол описанный здесь. Это займет у вас всего несколько минут. Жить в настоящем моменте Могут ли для человеческие существа жить "здесь и сейчас", в настоящем моменте? Да, могут, и многие из нас регулярно сталкиваются с живым доказательством этого! Внимательно понаблюдайте за первым встретившимся Вам маленьким ребенком. Вы не найдете следов тревоги на его лице, дети почти все время играют и наслаждаются собой, редко когда они жалуются на счета, работу, домашние дела и т.д. И если происходит неприятность, то о ней быстро забывают, и жизнь продолжается. Они - свободные от стресса существа, которые пребывают в естественном балансе и живут в настоящем моменте. Кто видел малыша, держащего обиду, беспокоящегося о следующем кормлении или думающего о том, что он сделал вчера и что сделает завтра? Полная сосредоточенность на настоящем моменте делает их абсолютно спонтанными, неприхотливыми и обычно очень счастливыми. Они постоянно находятся в состоянии медитации, не прикладывая для этого никаких усилий. Жизнь в настоящем моменте не является, тем не менее, шагом назад к незрелости. Это эволюционный шаг, на котором мы возвращаемся к нашей детской невинности и простоте, но сохраняя при этом полное осознание самих себя, своего места в обществе, своей моральной роли и ответственности. |
САЙТ В СОЦСЕТЯХ: |