Содержание этой страницы: • Статья в журнале "Наука и Религия" • Статья: Медитация с точки зрения науки • Как работает медитация? |
Мы продолжаем публикацию материалов, раскрывающих суть уникальной системы спонтанного пробуждения энергии Кундалини человека и пути духовного восхождения, называемой "Сахаджа-йога". Автор этого учения - госпожа Нирмала Шривастава из Индии, которую во всем мире почтительно называют Шри Матаджи Нирмала Деви. Она говорит о том, что эра Водолея, в которую вступило человечество, напрямую связана с пробуждением энергии Кундалини - вашей собственной материнской энергии и соединении ее с Энергией Божественной Любви, Энергией Творца. Человек как бы заново рождается - в Духе, что дает ему возможность познавать Истину.
Шри Матаджи говорит: "В свете Духа вы знаете, что созидательно для вас... Такое пробуждение было долгожданным для искателей Истины и встречено как последний, исключительно важный прорыв в нашей эволюции".
Осуществить и поддерживать эту связь своего Духа с Энергией Божественной Любви можно лишь через сахаджа-медитацию, в которой вы достигаете безмысленного осознания, находясь в настоящем.
Об этом предлагаемый очерк. В нем использованы выступления госпожи Нирмалы Шривастава, а также научные материалы о проведенных системных психофизиологических исследованиях сахаджа-медитации в Институте физиологии Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук (Новосибирск).
В предыдущих публикациях мы познакомили вас с духовной практикой - Сахаджа-йогой - простой и доступной методикой познания и совершенствования как самого себя, так и окружающего мира. Основа этого метода - сахаджа-медитация. Что же такое медитация вообще и сахаджа-медитация в частности?
На протяжении столетий было выдвинуто очень много точек зрения и концепций по медитации. В философском словаре 1989 года медитация определяется от латинского слова "meditatio", "meditom - размышляю, обдумываю" - и понимается как умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. Похожие определения медитации даны в Толковом словаре Ожегова и Энциклопедии "Кирилл & Мефодий".
Отметим, что подобное представление о медитации не выражает сути тех процессов, которые возникают в организме человека, медитирующего по методике Сахаджа-йоги. Умственное действие, размышление - все это, на самом деле, не свойственно медитации, и подобные занятия, возможно, следует называть каким-либо другим словом.
Слово "медитация" на санскрите звучит как "дхьяна", что иногда переводят как "сосредоточение". В Китае это же слово трансформировалось в "чань", а в Японии - "дзэн". Подобного состояния через безмолвное созерцание достигали известные нам из истории христианства святые, в их числе Серафим Саровский. По примеру Святых Отцов - первых христиан IV века, уходивших в египетские пустыни вслед за Иисусом Христом, - он вдохновлялся примером великих молчальников. "Но молчание уст - это лишь внешнее и необходимое в этом случае, главное - безмолвие ума, заключенного в одном - созерцании Бога, к чему и стремится молчальник, душу свою хотящий возвести на небо", - поучал Серафим Саровский и называл это "таинством будущего века".
Религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей - человеческой и божественной. Медитация по методике Сахаджа-йоги является таким состоянием, в котором человек освобождает ум от мыслей. Во время сахаджа-медитации человек, находясь в состоянии пассивного, беспристрастного свидетеля, единственно, что делает, это наблюдает за подъемом Кундалини.
Этот процесс очень схож сначала с прорастанием семени и затем его превращением в дерево. После того, как Кундалини пересечет Аджна-чакру, медитирующий входит в состояние осознания без мысли, которое можно назвать вибрационным осознанием. До наступления этого состояния мысли приходят и уходят, словно поднимающиеся и падающие волны. Мысли находятся либо в прошлом, либо в будущем. Настоящее - безмысленно. Интервал между двумя мыслями называется виламба; именно в этом интервале человек достигает состояния медитации. Шри Матаджи в статье "Как медитировать" пишет: "Постепенно вы обнаруживаете, что это происходит подобно тому, как когда солнце поднимается — темнота исчезает и солнечные лучи входят в каждую часть, делая всю местность освещенной. Таким же образом ваше существо будет полностью освещено, однако если вы будете прилагать усилие в это время или пытаться остановить что-то внутри себя... то этого не произойдет. Быть без усилий - это единственный путь в медитацию, однако вы не должны становиться летаргичными".
Во время медитации человек концентрирует свое внимание на Сахасрара-чакре на темени, так как вначале внимание обычно отклоняется и его необходимо направлять обратно. Так что человек, в действительности, скорее оказывается в медитации, а не занимается медитацией. Медитация по этой методике - не вид самовнушения, не транс, не потеря сознания или еще что-либо подобное. Во время медитации невозможно лицезреть видения, слушать голоса и прочие, отвлекающие от реальности явления. В процессе медитации человек полностью осознает себя - свое местонахождение, положение в пространстве и т.д. Если к медитирующему в такой момент обратиться с вопросом или просьбой, то он будет способен адекватно реагировать без какой-либо задержки на переход из медитативного состояния в нормальное. Если, допустим, раздался телефонный звонок, медитирующий тут же реагирует, берет трубку и свободно начинает разговаривать с позвонившим.
Во время медитации (которая, следует отметить, становится возможной в Сахаджа-йоге только после достижения самореализации) человек безмолвно наблюдает за работой энергии Кундалини, которая поднимается по позвоночному столбу, наполняя чакры вибрациями (благотворной энергией). Это наблюдение является чарующим и вызывает радость, отдаленно напоминающую ту, которую можно испытать, глядя на великие произведения искусства или на красоту природы.
Процессы, протекающие в тонкой системе и сознании человека при сахаджа-медитации, весьма специфичны и не наблюдаются при иных медитативных практиках. Энергия Кундалини, следуя за вниманием человека (именно поэтому внимание направляется в самую верхнюю чакру), поднимается по позвоночному столбу и "наполняет" своей энергией симпатическую, парасимпатическую и центральную нервные системы медитирующего. В итоге основные тонкоэнергетические центры (чакры) и нервная система в целом получают значительную "энергоподзарядку", а энергетическая "грязь" в чакрах "вычищается". Благодаря этому процессу человек приходит в состояние баланса, равновесия.
Этот тонкий процесс имеет свои проявления и на физическом уровне, что доказано научными и медицинскими исследованиями сахаджа-медитации как за рубежом, так и в России (институт физиологии СО РАМН, г. Новосибирск; ГАФК им. П.Лесгафта, г. Санкт-Петербург и др.). Так, доказано, что у практикующих сахаджа-медитацию нормализуется химический состав крови, снижается повышенное артериальное давление, исчезают симптомы многих заболеваний. Например, 10-15-тиминутная медитация при напряжении и усталости дает восстановительный эффект, равный нескольким часам полноценного сна. Субъективно результаты сахаджа-медитации переживаются как "легкость", "расслабление", "безмятежный покой", "прояснение" сознания, установление радостно-комфортного ощущения во всем организме; повышается также стресс-реактивность организма.
Люди, практикующие сахаджа-медитацию, занимаются ею, как правило, два раза в день (утром и вечером) в течение 10-15 минут. Этого вполне достаточно, чтобы произошла глубокая рекреация нервной системы и Кундалини могла "зарядить" нашу тонкую энергосистему.
Важно отметить, что без активизации энергии Кундалини практиковать медитацию по методике Сахаджа-йоги бесполезно. На первом этапе следует получить самореализацию, то есть пробудить энергию Кундалини.
В Сахаджа-йоге коллективные или групповые медитации более эффективны, поскольку во время них генерируются сильные потоки вибраций, которые помогают быстрее и лучше очищать чакры всех присутствующих. Ментальные упражнения и сосредоточение внимания на чакрах не требуются. Главное - иметь чистое желание быть духовным, гармоничным, любящим. Ведь недаром Шри Матаджи сказала: "...Медитируйте регулярно, чтобы достичь вашего "внутреннего существа", ибо оно является огромным океаном радости, который существует в каждом из нас. Это такой громадный поток света, который переполняет внутренней красотой каждого. Поэтому чтобы достичь этого, идите внутрь себя, отказавшись от вещей, которые против этого... Когда вы движетесь внутрь, вы забываете о вашей внешней славе".
Институт физиологии Сибирского отделения РАМН провел системные психофизиологические исследования, центральным объектом которых были люди, длительное время (5-10 лет) практиковавшие Сахаджа-йогу, так что она стала для них образом жизни. Поскольку считается, что в Сахаджа-йоге главное - это медитация, то ей и были посвящены наши научные исследования.
Выяснилось, что вопреки мнению скептиков, медитация - реальность, а не миф. Медитация - это сложный нейрокогнитивный процесс (способ восприятия и осознания, познавательный процесс), меняющий биоэлектрическую активность центральной и вегетативной нервных систем человека, что соответственно отражается на психическом уровне в виде специфических переживаний медитативного опыта. Совокупность этих изменений позволяет классифицировать возникающие медитативные состояния как состояния, отличающиеся от обычного бодрствования и сна.
Мы получили свидетельства о формировании в процессе медитации внутреннего фокуса внимания, снижении интенсивности мыслительной активности и появлении положительных эмоциональных переживаний.
Многие зарубежные и отечественные исследователи считают, что регулярные медитации формируют иной характер физиологического функционирования человека. У практикующих сахаджа-медитацию, несмотря на большую, чем у немедитирующих людей интровертность (направленность личности на свой внутренний мир), снижены нейротизм, психотизм и депрессивность; меньше личностная тревожность и лучшие способности в определении и выражении эмоций. Таким образом, медитатор представляет собой психоэмоционально стабильную личность. Его физиологические показатели указывают на меньшую "фоновую загрузку" коры головного мозга и меньшую фоновую активированность симпатической нервной системы, что дает хороший ресурс реагирования при появлении такой необходимости. Показатели вариативности сердечного ритма указывают на больший функциональный резерв сердца.
Изучены особенности организации нейрофизиологических процессов у медитаторов в условиях восприятия эмоциональной информации и переживания эмоций, а также в условиях эмоционального стресса. Результаты показали: восприятие эмоциональной значимости зрительной области в целом протекает у медитаторов на фоне меньшей активации когнитивных процессов. Иначе говоря, когда надо оценить эмоциональное содержание, они в меньшей степени подвергают наблюдаемый образ ментальному анализу. Более того, процесс определения - "положительный", "отрицательный", "нейтральный" - требует от медитаторов меньших затрат мозговых ресурсов. После этапа восприятия начинается процесс переживания эмоций. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что медитаторы и на этом этапе демонстрируют меньшую вовлеченность в ментальный анализ происходящего. Они воспринимают все в более отстраненной перспективе, в меньшей степени проецируя на себя наблюдаемые сценарии; обладают дополнительными навыками управления вниманием, которые используют для контроля поступающей эмоциональной информации, например, для снижения захвата образов, вызывающих сильные отрицательные эмоции.
Последним этапом было изучение медитаторов в условиях эмоционального стресса. Эксперимент показал: у медитаторов, как у всех людей, можно вызвать состояние эмоционального стресса. Однако медитаторы имеют дополнительные физиологические механизмы контроля, позволяющие уменьшить разрушительное воздействие стресса.
Таким образом, регулярные сахаджа-медитации усиливают психоэмоциональную стабильность, что отражается на состоянии субъективного эмоционального пространства, а также характере функционирования центральной и вегетативной нервных систем.
По сравнению с другими медитативными практиками сахаджа-медитация включает работу со сферой сознания, связанной с настоящим - "здесь и сейчас". Это состояние является полностью контролируемым и оказывает благотворное влияние на человека.
С.А.ГОЛОШЕЙКИН, научный сотрудник лаборатории психофизиологии Института физиологии СО РАМН
Существуют различные формы медитации. По степени сложности они варьируются от строго регламентированных практик до общих рекомендаций медитирующим. Считается, что регулярная практика медитации способствует развитию привычного бессознательного микроповедения, что может оказать позитивное влияние на физическое и психологическое состояние. Было обнаружено, что даже пятнадцатиминутная медитация дважды в день приносит благоприятные результаты.
Большинство теорий основаны на предположении, что медитация является более сложной формой релаксации, которая предполагает парасимпатическую реакцию организма. Психологический стресс связан с активацией симпатического компонента вегетативной нервной системы, которая в экстремальных случаях включает механизм "бей или беги". Медитация и любые формы отдыха и релаксации ведут к сокращению активности симпатической нервной системы за счет уменьшения выброса катехоламинов и "гормонов стресса", например, кортизола. Медитация также способствует возрастанию парасимпатической активности, которая, в свою очередь, замедляет сердечный ритм и улучшает приток крови к внутренним органам.
Существует еще одна точка зрения, согласно которой медитация предполагает уникальные нейрофизиологические эффекты, однако, это еще предстоит доказать ученым. Результаты, полученные в рамках "Программы по исследованию медитации", позволяют сделать вывод, что во время медитации по методу Сахаджа-йоги задействована лимбическая система головного мозга. У медитирующих были отслежены значительные систематические изменения, касающиеся эмоционального состояния.
Самой важной задачей подобных исследований является четкое определение, что же такое медитация - верность того или иного определения должна быть научно проверена. Большинством людей медитация воспринимается как вид деятельности, в котором внимание индивида сосредоточено на повторяющейся познавательной деятельности. По мнению участников "Программы по исследованию медитации", это очень широкое определение является основной причиной большей части противоречий в результатах, наблюдаемых при изучении медитации. Если внимательно изучить исходную медитативную традицию, становится очевидным, что медитация представляет собой отдельное и четко определяемое состояние, которое называется "безмысленное осознание”. В этом состоянии чрезмерная и вызывающая стресс деятельность мозга полностью нейтрализуется без снижения жизненной активности человека.
Подлинная медитация позволяет пребывать в "настоящем моменте", а не в прошлом, которое нельзя изменить или в будущем, которое неопределено. Именно это состояние равновесия является терапевтическим, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Это обстоятельство принципиально отличает медитацию от простого отдыха, физического покоя или сна.
Доктор Рамеш Маноча. Автор–участник "Программы по исследованию медитации", проводимой в Женском королевском госпитале (Сидней, Австралия)
|
Пробуждение Кундалини Для желающих есть возможность пробудить энергию Кундалини пря-мо сейчас, выполнив несложный протокол описанный здесь. Это занимает всего несколько минут. Журнал "Наука и религия" Статья "Медитация в Сахаджа-йоге" в журнале "Наука и религия" Шри Матаджи о медитации Шри Матаджи о проведении медитации, о проблемах во время медитации, о молитве Медитация и здоровье О пользе медитации по методу Сахаджа-йоги для здоровья Диалог с читателем Сложно описать, на что похожа жизнь после второго рождения - рождения в Духе. Она очень простая, и это более реальный мир, чем тот, что люди принимают за реальность. Не мир, где вы удовлетворяетесь тем, чтобы как-то прожить на двадцать-тридцать процентов своего потенциала, а мир, который неопровержимо заставляет ощущать свое присутствие в нем. Чувства разочарования, безысход-ности, скуки быстро затухают. Внешние события не то что меняются, но вместо привычного напряжения, сопутствующего современной жизни, познается радость, радость без причин, без предлогов, радость, которая является состоянием. Состоянием, которое не является мыслью, эмоциями или чувством, но есть комбинация всего этого, и в то же время это вступление во что-то другое: в тишину, во внутренний мир. Я ничего не знал об этом до того, пока не почувствовал поток вибраций и прохладу Кундалини над головой. Грегуар де Кальберматтен (Швейцария) Из жития Серафима Саровского "Иногда, стоя на молитве, - пишет автор одного из первых Житий Преподобного Серафима Саровского, Елагин Н.В., - старец погружался в продолжительное созерцание Бога, он стоял перед святою иконою, не читая никакой молитвы и не кладя поклонов, а только сердцем созерцал Господа. Высока и глубока эта безмолвная, затворническая молитва. ...Иной раз он сидел за книгой, не перебирая листов, будучи весь погружен в созерцание чистой, возвышенной мысли Святого Духа. Ни один орган тела его не шевелился: очи неподвижно устремлены были на один предмет". Молитва Оптинских старцев "Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне вполне предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь." |
САЙТ В СОЦСЕТЯХ: |