Даже современники Бехтерева на Западе признавали выдающиеся его заслуги, восклицая: "Знают прекрасно анатомию мозга только двое - это Бог и Бехтерев". Удивительна тяга этого ученого к науке в области познания человека! Всю жизнь его занимал вопрос о том, что если физическое тело бренно и имеет свой срок, то что же с научной точки зрения происходит с личностью после физического конца, и что тогда происходит с накопленным багажом знаний, с полученным опытом и памятью.
"Если бы наша умственная или духовная жизнь кончалась вместе с тем, как велением рока обрывается биение сердца, если бы мы превращались вместе со смертью в ничто, в безжизненную материю, подлежащую разложению и дальнейшему превращению, то спрашивается: чего стоила бы сама жизнь. Ибо если жизнь кончается ничем в смысле духовном, кто может ценить эту жизнь со всеми ее волнениями и тревогами?" Ученый предполагал, что разгадка этой тайны связана со структурой и функциями человеческого мозга, и потому всю свою жизнь посвятил его изучению.
Выдающийся русский врач-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, академик, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления Владимир Бехтерев внес огромный и качественный вклад в науке по вопросам комплексного изучения человека посредством "человековедческих" дисциплин, то есть психологии, неврологии и других. Уже тогда он резко осуждал аморальные теории З.Фрейда и постоянно спорил с другим академиком И.Павловым, изучавшего человека лишь на уровне психофизиологии, выделяя таким образом лишь его рефлекторную природу. Бехтерев утверждал, что человек - это не только и не столько инстинкты и рефлексы, но это душа, гармонизирующая со всей Вселенной. Академик писал, что существует единая энергия во Вселенной, которая включает в себя материю, все известные физические энергии и так называемый "нервный ток", то есть человеческий Дух. Все явления мира как духовные, так и физические являются проявлением этой единой энергии.
Академик утверждал, что великое счастье сохранить на долгие годы разум и твердую память имеют лишь двадцать процентов людей. Большинство же в преклонном возрасте страдает от слабоумия и других возрастных заболеваний мозга, хотя во многих случаях человеку под силу предотвратить его угасание. "Великое счастье - уйти из этой жизни, сохранив остатки разума, способность думать и анализировать происходящее вокруг". Но человек сам делает свой выбор, он сам может выбирать для себя печальный конец. Он может стать рабом своих привычек, из-за чего мозг начинает лениться и постепенно "засыпать". Бехтерев выделял несколько причин такого угасания: отсутствие желания учиться, тоска по прошлому (консерватизм), отсутствие необходимости в концентрации своего внимания, склонность к критике, раздражению и жизнь по расписанию. Важно работать с собственной ленью, но не только с физической, но и ленью душевной. "Мозг и душа должны непрерывно трудиться," - писал он.
Всю свою жизнь академик очень много работал, мало спал и умеренно ел. Уже в незрелые пятнадцать лет в своем родном селе (сегодня это Елабужский район Татарстана) он прочитал объявление, гласившее, что Петербургская Императорская медико-хирургическая академия набирает слушателей, и тогда совсем еще юный мальчик сам в одиночку добрался до столицы на пароходе и поездах. Этот подвиг напоминает известную всем биографию М.Ломоносова. В 1873-ем году он выдержал все экзамены для зачисления в академию, но не проходил по возрасту, так как юноше тогда было всего лишь шестнадцать лет. Его все же взяли в академию, но из-за чрезмерных учебных нагрузок, которые он сам возложил на себя из-за огромного желания учиться, его даже положили на месяц в клинику душевных и нервных болезней. Здоровье свое он, конечно, восстановил, и более не занимался столь чрезмерно и усиленно, однако даже это посещение клиники сподвигло его изучать душевные болезни.
В своих воспоминаниях сотрудники академика и его родные отмечали невероятную трудоспособность ученого. В перерывах между лекциями он не отдыхал, а занимался чем-то иным, например, что-то писал. Спал он не более пяти-шести часов в сутки, был скромен и нетребователен, в быту был весьма неприхотлив. Всегда старался вести здоровый образ жизни, ел мало, главным образом вегетарианскую и молочную пищу, употреблял много зелени, которую выращивали в собственном огороде. На завтрак обычно ел овсяный кисель с молоком, а на обед непременно каждый раз подавались обычные овощи, то есть сырые свекла, морковь, брюква, редька. Совершенно не употреблял алкоголь и не курил, систематически купался в водоемах до глубокой осени. Умер он от скоропостижной смерти, причины которой вызывают споры и суждения, однако стоит заметить, что прожил довольно долгую жизнь до семидесяти лет, а для того времени это считалось настоящим долгожительством.
А в феврале 1916-го года, в свои пятьдесят девять лет, на научной конференции великий ученый заявил: "Бессмертие человеческой личности - это научная проблема!" А затем добавил: "Смерти нет, господа! Смерти нет. Это можно доказать, и доказать строго логически. Человеческая личность бессмертна". Академик писал, что во Вселенной все движется и ничего не останавливается, ничего не умирает. Весь мир - это бесконечная система взаимодействий, преобразования и трансформации энергии из одной в другую в соответствии с законами эволюции. После смерти человека его физическое тело распадается и превращается в другие формы энергии. Что же касается психической деятельности, то и психическая энергия непрерывно оказывает влияние на самого человека и окружающий его мир, благодаря чему люди постоянно взаимодействуют между собой. "Ни один вздох и ни одна улыбка не пропадают в мире бесследно," - утверждал академик. Соответственно, это дает ему возможность такой же вывод сделать и о духовной личности.
"Духовная личность человека, имея самодовлеющую ценность, никогда не исчезает бесследно, и таким образом каждая человеческая личность, имеющая в себе опыт предков и свой личный жизненный опыт, не прекращает своего существования вместе с прекращением индивидуальной жизни, а продолжает его в полной мере во всех тех существах, которые с ней хотя бы косвенно соприкасались во время ее жизни, и таким образом живет в них и в потомстве как бы разлитой, но зато живет вечно, пока существует вообще жизнь на земле".
Такова своеобразная интерпретация восточного учения о реинкарнации от русского ученого. Он утверждал, что страх смерти возникает из-за ошибочного ощущения отдельности и обособленности личности от всего мира. Академик считал, что в этой связи каждый человек в своих желаниях, мыслях и поступках ответственен за совершенствование всего общечеловеческого мира, что в какой-то мере является отражением учения о карме на Востоке. "Понятие о загробной жизни в научном смысле должно быть сведено, в сущности, к понятию о продолжении человеческой личности за пределами ее индивидуальной жизни в форме участия ее в совершенствовании человека вообще и в создании духовной общечеловеческой личности".
По мнению академика, если отрицать идею о бессмертии, то рушатся все основы реального существования, и уже это является логическим докательством существования бесплотной души, принятой всеми религиозными верованиями. "Если нет бессмертия, то в жизни нет и морали, и тогда выступает роковое: "Все дозволено!" В самом деле, к чему мне заботиться о других, когда все перейдут в ничто, и когда вместе с этим ничто устраняется вполне естественно и всякая моральная отвественность. Смерть человека без вечного Духа, который признают все религии, и в который веруют все народы, разве не устраняет почву из-под всякой вообще этики и даже из-под всех стремлений к лучшему будущему? Если вместе со смертью навсегда прекращается существование человека, то спрашивается, к чему наши заботы о будущем. К чему, наконец, понятие долга, если существование человеческой личности прекращается вместе с последним предсмертным вздохом? Не правильнее ли тогда ничего не искать от жизни и только наслаждаться теми утехами, которые она дает? Между тем иначе сама жизнь, как дар природы, протечет без тех земных удовольствий и наслаждений, которые она способна дать человеку. Что же касается заботы относительно других, то стоит ли вообще думать, когда все когда-то превратятся в ничто?
Но ведь это уже прямое отрицание человеческих обязанностей, долга и вместе с тем отрицание всякой общественности, неизбежно связанной с известными обязанностями. Вот почему человеческий ум не мирится с мыслью о полной смерти человека за пределами его земной жизни, и религиозные верования всех стран создают образы бесплотной души, существующей за гробом человека в форме живого бестелесного существа, а мировоззрение Востока создало идею о переселении душ из одного существа в другие".
Строго говоря, Бехтерев так и не предоставил нам безусловное и безапелляционное доказательство бессмертия. Но в этом и заключена ценность его наследия. В отличие от других врачей последнего времени, которые пытаются нам дать таблеточки и микстуры для решения наших вопросов или для нашего исцеления, Владимир Бехтерев не дает никакого готового средства, но своим примером, своей жизнью значительно вдохновляет нас для самостоятельного поиска ответов на вопросы, касающиеся самоисцеления и самопознания.
»» следующая статья »» |
Статьи по этому разделу:![]() |
САЙТ В СОЦСЕТЯХ:![]() |