Основатель Сахаджа Йоги

Сайты о духовности

Статьи о Сахаджа Йоге

Притчи мудрости

Йога ×
Йога через пробуждение Кундалини Каждый человек от рождения имеет скрытую духовную энергию, которая является отображением первозданной Энергии Вселенной. Ее называют Кундалини. Это энергия, которая, пробуждаясь, объединяет все чакры и дает нам Йогу, то есть "союз" со Всепроникающей энергией Вселенской любви. Она представляет Собой первозданную, преобразовывающую, исцеляющую силу, предназначенную для достижения нашей человеческой системой оптимального состояния существования. Открыть» Получите самореализацию! Самореализация ("атма сакшат кар", пер с санскрита "проявление своего духа") - это духовная трансформация человека, позволяющая соединиться с Абсолютной энергией. Этот союз, йогу осуществляет энергия Кундалини. Открыть»
О Сахаджа Йоге Основанная на современных знаниях и подтвержденная научными исследованиями, Сахаджа Йога позволяет через 2-3 месяца обучения добиться заметных позитивных изменений в здоровье, семейных отношениях и на работе. Открыть» Медитация Медитация – состояние сознания, в которое мы попадаем спонтанно, как только Кундалини проходит через Сахасрару-чакру. Это важное событие на тонком плане. Это и есть Йога, союз с Божественным и начальная стадия целиком нового осознания. Открыть»

Чакры и каналы - тонкая система ×
Тонкая система Наряду с разветвленной нервной системой, отвечающей за восприятие физического мира, внутри человеческого организма находиться еще и так называемая тонкая система, регулирующая эмоциональное, интеллектуальное, психологическое и духовное существование людей. Данная энергетическая система, называемая также тонким телом, состоит из трех энергетических каналов, называемых нади, и семи основных энергетических центров - чакр. Открыть» Физиология и качества Муладхара-чакра расположена у основания позвоночника с его внешней стороны. Главное качество Муладхары - невинность, которая формирует основу надлежащего (дхармичного) поведения. Свадистан-чакра расположена на уровне аппендикса (на ширину ладони ниже пупка). Основополагающее качество Свадистана - это творчество. Открыть»
Божественный аспект Божественная энергия, олицетворяющая собой энергию центральной Муладхара-чакры, проявляется в Личностях Ганеши и Картикейи. Энергию центральной Свадистан-чакры - Брахмадева и Сарасвати, энергию центральной Наби-чакры - Лакшми и Вишну. Открыть» Каналы Существует три основных энергетических канала - левый канал (ида), правый канал (пингала) и центральный канал (сушумна). Они связывают между собой различные чакры нашего тонкого тела. Открыть»
Чакры у древних славян Знание о чакрах существовало и в русском ведизме. Психоэнергетические центры, то есть чакры, имели славянские названия: Муладара – Исток, Свадистан – Зарод, Наби – Живот, Анахата – Сердце, Вишудди - Горло, Агия – Чело, Сахасрара – Родник. Открыть»  

Практика - методы очищения и самопознания ×
Общие сведения Этот раздел сайта является практическим справочником по очистке тонкого тела, а на этой странице перечислены основные методы практики. Открыть» Базовые методы Поднятие Кундалини и бандан. Балансировка каналов. Мантры. Утверждения (молитвы, аффирмации). Использование масел, использование плодов, использование музыки.Открыть»
Очищение элементами Очищение водой, очищение огнем, очищение землей, очищение эфиром, очищение воздухом. Открыть» Очищение чакр и каналов Методы чистки Муладхара-чакры, Свадистан-чакры, Наби-чакры, Войда, Анахаты-чакры, Вишудди-чакры, Хамса, Лалита и Шри-чакры, Агия-чакры, левого канала, правого канала. Открыть»
Лечение заболеваний Согласно традициям востока, причины наших духовных и физических недугов кроются в нарушении баланса тонкой энергетической системы человека, проявляющемся в истощении определенных энергетических каналов и нарушениях (блокировках) тех или иных энергетических центров – чакр. Открыть»  

Вопросы и ответы ×
Практические рекомендации Занятия йогой и физическая культура. Что говорит Cахаджа Йога о питании? Как сохранить равновесие? Зрелость и самооценка, пути и способы развития. О призвании, решительности и борьбе с ленью. Невнимательность, нетерпеливость, истерия, грусть, депрессия. Страхи, зависть, как раскрыть свое сердце? Смирение, прощение и непривязанность. Целомудрие, влюбленность, привязанность, любовь... Открыть» Методы очищения тонкого тела Общие вопросы по методам чистки. Условия и важность проведения коллективных занятий. Как правильно медитировать? Практика состояния безмыслия. Как держать внимание в Сахасраре? Чувствительность к вибрациям. Что скажете о моих ощущениях? Отсутствие ощущений. Вопросы о поднятии Кундалини. Бандан как защита и как балансировка... Открыть»
О Сахаджа Йоге Вопросы о Сахаджа Йоге. Культура и Сахаджа Йога. Что может дать Сахаджа Йога, пробуждение Кундалини? Истинное ли это учение? Это секта? Жить в обществе и быть сахаджа йогом. Что значит быть сахаджа йогом? Обладание сверхспособностями в Сахаджа Йоге. Крайности в Сахаджа Йоге. Имеет ли Сахаджа Йога противопоказания? Права и обязанности сахаджа йогов... Открыть» Разное Дух и личность. Что такое душа? Что такое судьба? Есть ли смысл жизни? Тонкие структуры человека - астрал, ум, разум... Вопросы о Боге. Добро и зло. Будет ли конец света? Разговор о смерти. О реинкарнации, бессмертии Духа и старении тела. О несчастных случаях и карме. Сон и сновидения. Кармические последствия эвтаназии. Монашество и отречение от мира... Открыть»

Личный опыт ×

Статьи ×

История индийской музыки. Амир Хосров Дехлеви и Тансен Миян

Амир Хосров Дехлеви
Амир Хосров Дехлеви

Период конца XIII века и начала XIV века считается периодом прогресса и развития в музыке Индии. Влияние мусульманской культуры стало более ощутимым и широко распространялось. В индийской музыке появилась Фарас Рааг. Власть и королевство Дели перешли в руки султанату, и вместе с этим музыка начала расти и совершенствоваться.

На фото: Амир Хосров и юноши, миниатюра из "Маджлис ал-Ушшак" Хусейна Байкара

Любое рассмотрение индийской музыки будет неполным без упоминания хазрата Амир Хосрова. Каждый любитель индийской музыки знает это имя. Абул Хасан Яминуддин Хосров (1253-1325), известный как Амир Хосров Дехлеви (Амир Хосроу) – индийский музыкант, ученый и поэт. Родился он в Патияли штата Уттар-Прадеш в Индии в 1253 году, ранее известный как Монинпур или Моминабад. Отец Хосрова, Амир Сейфуддин Махмуд, был одним из среднеазиатских командиров тюркского племени лачин, относящих себя к кара-киданям. Его мать была уроженкой Индии из раджпутов Уттар-Прадеша. Амир служил придворным поэтом и хронистом, принадлежал к суфийскому ордену Чиштиййа, восхвалял в поэзии главу ордена и своего духовного наставника Низамуддина Аулия.

Амир Хосров писал стихи и прозу, легко имитируя все стили персидской поэзии, которая существовала в средневековой Персии. Свои стихи Хосров писал сначала на персидском, затем на хиндави.

Отрывок из "Матхнави Нох Сипихр":

Хосров! У реки любви есть обратное течение.
Тот, кто входит, утонет, тот, кто тонет, пересечет ее.

***
Как приятна зима в Индии,
Благодаря которой дом внутри и все вокруг подобны саду.
Ни дорога не становится замерзшим полотном снега,
Ни руки не остаются сжатыми в кулаки из-за холода.
Широкие поля никогда не теряют зелени,
Деревья никогда не выглядят голыми из-за отсутствия листьев.
Воздух не пуст из-за отсутствия птиц,
А сад не лишен звуков.
Каждый может пуститься в путешествие,
Неся всего лишь один или два набора одежды.

В области музыкальных знаний Хосров подобен Гималаям. Он сочетал в себе множество вещей. Сейчас очень распространена фраза "Институт одного человека", это выражение очень точно подходит к нему. Он был великолепным музыкантом, ученым-исследователем, внес огромный вклад в знание о музыке. Его считают отцом каввали, изобретателем ситары и таблы. Он обогатил индийскую классическую музыку, введя в нее персидские и арабские элементы.

Хосров был основоположником стилей кхаял, каввали, гхазал, тарана и кхамаса в музыке. Амир использовал только одиннадцать метрических схем с тридцатью пятью отчетливыми разделениями. В те дни был только один вид пения - "Дхрупад Дхамар". Амир Хосров же написал Маснави, Квата, Рубаи, До-Бети и Таркибханд. Он изобрел, например, Раг Зилап, Сазгири, Сарпарда, Яман, Ра ки Пурия, Барари, Тоди, Пурви и т.п. Он открыл такие талы как: зумра, ада чотал, сурпхакта, пашто, фурдост, савари.

Табла - полностью детище Хосрова. Для рождения этого "ребенка" Хосрову понадобилось разрезать бывший популярным в те дни музыкальный инструмент мриданга на две части. Произошла трансформация инструмента. Мриданга и табла отличаются не только внешне, изменения коснулись не только структуры, но и самой музыки.

Просто поразительно, что такой человек был также государственным министром, занимая административный пост. Хосров обладал открытым умом и большим сердцем. Открытия его были столь замечательными, что все, что он знал, становилось известным общественности и смешивалось в социальном потоке. Даже сегодня то, что исполняют индийские музыканты, идет от него. Музыкальное богатство Хосрова не осталось скрытым в его уме, оно кипело и бурлило в его голове и очень естественным образом выходило наружу. Личное богатство становилось общественным достоянием. Это само по себе уникальное явление, не имеющее аналогов. Его вклад в индийскую музыку огромен, памятен и вечен.

Хосров представляет собой живой пример того, как распространяется искусство. Когда султан двинулся со своей могучей армией на юг, Хосров сопровождал его. В этом военном приключении Хосров оставался артистом, музыкантом. Он познакомился с одним южноиндийским ученым и исполнителем музыки Гопалом Наяком. Оба они были равновелики в музыке, но Хосрова можно назвать более великим, так как он не имел чувства зависти, которое часто испытывает один музыкант по отношению к другому. Зависть никогда не была характерна для него. Он привел Гопала Наяка ко двору, они много выступали вместе. Хосров ценил величие и значимость Гопала Наяка. Это подтверждается тем, что они устраивали "Джугал банди" - музыкальное соревнование в хорошем смысле этого слова. Два великих артиста объединялись, и искусство начинало течь и разрастаться. Это бывает очень редко и является чем-то исключительным. Гопал Наяк создал несколько новых раг и несколько бандишей.

Почитаемая по сей день гробница Амира Хосрова находится рядом с мавзолеем его духовного наставника, в Дели, в квартале "Хазрат Низамуддин". Каждый год со всей Индии на трехдневный Урс — годовщину смерти поэта - съезжаются исполнители каввали.

"Однажды полицейские сказали нам, что поблизости живут мусульмане, и от них может исходить опасность, они могут нанести вред. Я ответила: "Какого рода эти мусульмане?" Они ответили: "Здесь люди Низамуддина Аулиа". Я ответила: "Они никогда не причинят нам вред, потому что он был суфием. Он был великой реализованной душой, и люди, живущие там, по крайней мере, большинство из них - суфии. Как они могут нанести нам вред?" <...> И его учеником был Амир Хосров, другой очень великий суфий. Я всегда восхищалась его поэзией, а также тем, как Низамуддин прожил свою жизнь с достоинством и божественностью." (Шри Матаджи, отрывок из лекции по случаю Ее дня рождения, Дели, 1993 год).

Тансен Миян
Тансен Миян

XVI век можно назвать Золотым веком индийской музыки. Такое великое имя как Тансен Миян (1506-1589) стало ассоциироваться со всей индийской музыкой. Во времена могольского императора Акбара I дни политической сумятицы и переворотов прошли, наступили мир и стабильность. При королевском дворе преобладала музыкальная атмосфера.

На фото: наиболее достоверный портрет Тансена Мияна, выполненный в период правления императора Акбара. 1585—1590 гг, Национальный музей, Дели.

Тансен Миян мог петь, и музыка могла развиваться благодаря политическому спокойствию. Музыка - это культурная роскошь, для которой основой служит мир. Вся атмосфера наполнилась искусством, музыкой, рост и прогресс были более естественными. Акбар I был также императором музыки, его королевский двор был полон музыкантов и любителей музыки. Тансен Миян возглавлял список певцов, который включал такие великие имена, как Байджу, Бавра, Рамдас, Танранг Кхан и т.п.

Тансен Миян родился в 1506 году в северной части Индии, в городе Гвалиор, в семье традиционных индуистов. Его отец Макунд Мистра был местным писателем. Еще в детстве Тансен брал частные уроки у известного учителя Свами Харидаса. Прежде чем попасть ко двору Акбара I, Тансен жил во дворе у короля Рамачандры из Мевы. Когда император Акбар I услышал о славе волшебной музыки Тансена, он с почестями пригласил Тансена ко двору и сделал своим главным певцом. Он распознал в Тансене великие музыкальные задатки. Тансен был великим ученым-музыкантом, а также великим исполнителем. Он пользовался большим успехом, его "Дхрупад Дхамар" была очень популярна, и ее пел простой народ. Он не только создавал новые раги, но и изменял старые. Те раги, которые нам сегодня известны как "Дарбари Канаде", "Миян ки Тоди", "Миян ки Малхар" и "Миян ки Саранг" - ни что иное, как модификация старых раг, созданных легким прикосновением Тансена. А два новых жанра индийской музыки - Сангита Сара и Раймала - были созданы на основе нового музыкального стиля и жанра Тансена.

Тансен не был певцом в чистом виде, он был человеком определенного характера. Он был верным слугой императора и рабом музыки. Эта двойная и непоколебимая верность императору и музыке сделала его великим и памятным. Известен анекдотичный случай, который раскрывает еще одну сторону его музыки. Однажды слон, принадлежавший императору, взбесился и начал беспорядочно бегать. Возлюбленная Тансена Тани была застигнута этой суматохой. Она тоже лишилась самоконтроля и просто не знала, что делать. Тансен видел это. Музыка спасла в сложившейся ситуации от несчастья. Тансен начал петь, и слон забыл о своем буйстве. Животное поддалось очарованию музыкальных нот и сразу село со спокойным, умиротворенным умом. Этот случай ясно показывает, что хотя Тансен был человеком, его музыка была сверхчеловеческой, Божественной.

Следующий, более известный случай показывает другую сторону его музыки. Хотя кажется, что музыка исходит из человеческого горла, на самом деле настоящая музыка идет от сердца и Духа. Со стороны певца необходима полная отдача на волю Богини музыки. Тансен был именно таким музыкантом. Когда он узнал, что принцесса, любимая дочь Акбара I, неизлечимо больна, и что только Дипак-рага может ее спасти, Тансен, забыв себя, начал петь эту рагу с полной преданностью и религиозной отдачей. Он даже не беспокоился, зная, что в процессе исполнения этой раги он может лишиться своей жизни. Для великого человека смерть артиста значит больше, чем физическая смерть. Музыка была для Тансена дыханием и жизнью. Что происходило с ним, было не важно. Была полная отдача музыке, это сделало его бессмертным. И, как говорят, люди могут забыть Акбара I, но не Тансена. Истинное искусство никогда не умирает. Несмотря на все, Тансен не умер от жара, созданного Дипак-рагой, а жар был поистине сжигающим.

Император Акбар I знал Свами Харидаса, который был великим гуру Тансена. Акбар I полагал, что если Тансен исполняет такого уровня музыку, песни и раги, то его гуру должен быть более великим, нежели Тансен. Тяга к музыке не оставляла Акбара I в покое, его желание послушать Свами Харидаса была настолько велика, что он забыл о своем королевском троне. Он инстинктивно чувствовал, что Свами нельзя силой привести ко двору: насилие и музыка несовместимы. Когда Тансен сказал Акбару I, что его гуру не может быть придворным певцом, ситуация стала критической. Возник конфликт. Император не мог упокоиться без музыки Свами, а Свами Харидас не мог петь, пока его дух не побудит его к пению. Эта критическая ситуация была спасена простым сахаджа методом. Из этой ситуации Акбар I понял, что слушатель музыки тоже должен отдаться на волю музыки. Император так и сделал. Тансен и он вместе придумали план. Акбар I должен был стать простолюдином. Ради того, чтобы услышать Божественную музыку, он был готов на все. Акбар-человек был сильнее Акбара-императора. К тому же он знал, что Свами не станет петь перед императором - для музыки нет принцев и нищих. Музыка уравнивает человечество, она приносит наслаждение лишь тогда, когда слушатель ощущает себя просто человеком. Созданные различия не имеют значения. Дальше история протекала следующим образом: Акбар I и Тансен пошли к гуру (Тансен как певец, а император как тампурист), и Тансен хитростью заставил гуру петь: он начал петь обычную рагу и намеренно допускал ошибки. Гуру разозлился и стал петь ту же самую рагу, чтобы исправить Тансена. Император получил истинное наслаждение, он был счастлив и полн музыки. "Тансен Миян, почему ты не поешь так же, как твой гуру?" "Кхавид, вопрос несложный. Я пою, потому что ваше превосходительство приказывает мне петь. Я пою как слуга, а мой гуру поет как хозяйн. Истинная музыка никогда не может быть поставлена на службу". Акбар I понял это и замолчал.

Тансен за долгую и верную службу императору был вознагражден "навартрас" - ожерельем из девяти камней, и получил новый титул "Миян". Сегодня имя Тансен Миян широко распространено на территории Индии, в основном среди мусульман. Существуют школы северной индийской музыки (Гаранас), где изучаются основы стиля игры Тансена, его учителя Свами Харидаса, вокальный стиль, а также деятельность двух его детей, Билас Хан и Сарасвати Деви, и многих их потомков — известных музыкантов.





ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ: