Основатель Сахаджа Йоги

Сайты о духовности

Духовная литература

Йога ×
Йога через пробуждение Кундалини Каждый человек от рождения имеет скрытую духовную энергию, которая является отображением первозданной Энергии Вселенной. Ее называют Кундалини. Это энергия, которая, пробуждаясь, объединяет все чакры и дает нам Йогу, то есть "союз" со Всепроникающей энергией Вселенской любви. Она представляет Собой первозданную, преобразовывающую, исцеляющую силу, предназначенную для достижения нашей человеческой системой оптимального состояния существования. Открыть» Получите самореализацию! Самореализация ("атма сакшат кар", пер с санскрита "проявление своего духа") - это духовная трансформация человека, позволяющая соединиться с Абсолютной энергией. Этот союз, йогу осуществляет энергия Кундалини. Открыть»
О Сахаджа Йоге Основанная на современных знаниях и подтвержденная научными исследованиями, Сахаджа Йога позволяет через 2-3 месяца обучения добиться заметных позитивных изменений в здоровье, семейных отношениях и на работе. Открыть» Медитация Медитация – состояние сознания, в которое мы попадаем спонтанно, как только Кундалини проходит через Сахасрару-чакру. Это важное событие на тонком плане. Это и есть Йога, союз с Божественным и начальная стадия целиком нового осознания. Открыть»

Чакры и каналы - тонкое тело ×
Тонкая система Наряду с разветвленной нервной системой, отвечающей за восприятие физического мира, внутри человеческого организма находиться еще и так называемая тонкая система, регулирующая эмоциональное, интеллектуальное, психологическое и духовное существование людей. Данная энергетическая система, называемая также тонким телом, состоит из трех энергетических каналов, называемых нади, и семи основных энергетических центров - чакр. Открыть» Чакры Муладхара-чакра расположена у основания позвоночника с его внешней стороны. Главное качество Муладхары - невинность, которая формирует основу надлежащего (дхармичного) поведения. Свадхистана-чакра расположена на уровне аппендикса (на ширину ладони ниже пупка). Основополагающее качество Свадхистаны - это творчество. Открыть»
Каналы Существует три основных энергетических канала - левый канал (ида), правый канал (пингала) и центральный канал (сушумна). Они связывают между собой различные чакры нашего тонкого тела. Открыть» Чакры у древних славян Знание о чакрах существовало и в русском ведизме. Психоэнергетические центры, то есть чакры, имели славянские названия: Муладара - Исток, Свадхистана - Зарод, Манипура - Живот, Анахата - Сердце, Вишудха - Горло, Аджна - Чело, Сахасрара - Родник. Открыть»

Практика - методы очищения и самопознания ×
Общие сведения Этот раздел сайта является практическим справочником по очистке тонкого тела, а на этой странице перечислены основные методы практики. Открыть» Базовые методы Поднятие Кундалини и бандан. Балансировка каналов. Мантры. Утверждения (молитвы, аффирмации). Использование масел, использование плодов, использование музыки.Открыть»
Очищение чакр и каналов Методы чистки Муладхара-чакры, Свадхистана-чакры, Манипура-чакры, Войда, Анахаты-чакры, Вишудха-чакры, Хамса, Лалита и Шри-чакры, Аджна-чакры, левого канала, правого канала. Открыть» Лечение заболеваний Согласно традициям востока, причины наших духовных и физических недугов кроются в нарушении баланса тонкой энергетической системы человека, проявляющемся в истощении определенных энергетических каналов и нарушениях (блокировках) тех или иных энергетических центров – чакр. Открыть»

Вопросы и ответы ×
Практические рекомендации Ответы на вопросы в формате практических рекомендаций. Открыть» Методы очищения тонкого тела Ответы на вопросы по методам чистки тонкого тела. Открыть»
О Сахаджа Йоге Ответы на вопросы, касающиеся Сахаджа Йоги. Открыть» Разное Ответы на различные другие вопросы, не вошедшие в тематические разделы. Открыть»

Личный опыт ×
Получение самореализации В этом разделе размещены восемьдесят четыре истории личного опыта людей, получивших духовную самореализацию. Истории наполнены впечатлениями переживания этого бесценного опыта, а также описания изменений в жизни после этого события... Открыть» Поиск и другой опыт Шестьдесят четыре истории этого раздела повествуют о важных моментах в жизни людей, посвятивших себя поиску духовности. Эти рассказы не только не оставят равнодушными, но они, возможно, будут способны передать крупицы мудрости читателям... Открыть»

Статьи ×
Питание Статьи о правильном питании, как о неотъемлимом условии для эффективного самопознания и саморазвития... Открыть» Практика Статьи о практических методах в духовных практиках... Открыть»
Астрология Звезды и планеты — это не только объекты внешнего мира: они пребывают и внутри нас как путеводные огни нашей души... Открыть» Это интересно Статьи для общего кругозора, посвященные околодуховным темам... Открыть»

Что делать с давлением в голове?

 
Nata, Санкт-Петербург 27 апреля 2007 года
Здравствуйте! Подскажите, что делать с давлением в затылке и, вообще, в голове? Оно появляется после коллективной медитации, когда идет активная чистка. Я вроде и прощения просила, и круговой бандан делала - не помогает. А в последний раз оно стало еще сильнее и не проходит. Заранее большое спасибо.

Alla 27 апреля 2007 года
Nata, давление в голове указывает на проблемы в Аджна-чакре, затылок - задняя Аджна. Эта чакра очень хорошо очищается светом. Утром хорошо подставлять затылок лучам восходящего солнца и при этом медитировать. С помощью свечи можно очищать центральную Аджну, для этого нужно расслабившись смотреть в течение одной-двух минут через пламя свечи на бинди Шри Матаджи на фотографии, потом помедитировать.
Полезно будеть сделать бандханы свечей над задней Аджной. На правую Аджну хорошо кратковременно прикладывать лед. Если есть жар по правому каналу, полезным будет охладить и правую Свадхистану. Почаще проводите кратковременные медитации самостоятельно, расслабляйте свою Агнию.
Давление в голове также могут вызывать проблемы в нескольких чакрах, например, Муладхара, Анахата и Аджна. Попробуйте сначала поработать с Аджна-чакрой и следите за вибрациями на руках, чтобы точнее определить, какую чакру нужно почистить.

natamardihanova, Набережные Челны 27 апреля 2007 года
Аджна-чакра очень тесно переплетается с Эго и Суперэго. Последние берут начало в Вишудха-чакре и выходят уже на уровне Аджна-чакре. Эго проходит через лицо, а Суперэго через затылок. Поэтому причина давления в затылке может быть в давлении Суперэго.
Суперэго "раздувается", когда человек воспринимает мир только через эмоции, реагирует на все, часто держит все это в себе, а потом жалуется на то, что жизнь не балует его, родные и близкие не понимают его и не поддерживают. Если это подходит как-то к Вам, тогда отдайте Ваше Суперэго на милость Богу, а проще говоря, Ваши все претензии и недовольства. Мне помогает, когда я во время чистки прошу забрать все претензии из моего Суперэго. Сделайте это несколько раз, лучше до усиления прохладного потока.

 
Nata, Санкт-Петербург 27 апреля 2007 года
Всем привет! Большое спасибо, что откликнулись!
М-да, на счет Аджны - я так и думала, а когда на солнышко выхожу, сразу это ощущение исчезает и настроение поднимается! :) А может на состояние чакры повлиять общение с другим человеком, если он достаточно эгоцентрирован, даже если я стараюсь не реагировать на сарказм и "давление интеллектом"?
Да, действительно, я воспринимаю мир только через эмоции, реагирует на все, часто держу все это в себе. Вы прямо в точку попали, спасибо за дельные советы, думаю, они мне помогут.
Возник вопрос насчет Эго и Суперэго: я чувствую, что после начала занятий в Сахаджа Йоге стала почему-то очень ранимой и обидчивой, хотя раньше такое со мной замечалось редко. Может, это негативность выходит таким образом?
Alla, а можно смотреть на бинди Шри Матаджи через пламя, держа свечку в правой руке, или обязательно, чтобы она стояла перед портретом?

Alla 27 апреля 2007 года
Да, именно так и нужно, расстояние свечи от глаз примерно 10-15 см.

natamardihanova, Набережные Челны 28 апреля 2007 года
Если Вы действительно не реагируете на поведение собеседника и не просто понимаете, что нужно быть непричастным свидетелем, но и являетесь таковым, то это не влияет на состояние чакры. Еще важно, каково Ваше состояние, сильны ли Вы или нет. Ваша сила в любви, в том, сколько в Вашем сердце любви. В сердце находится Дух как частичка Бога, а Бог есть Любовь. Если Вы - сильный Дух, если Вы есть Любовь, тогда, как правило, люди неспособны "подколоть Вас своим остроумием".
После начала занятий негативность внутри Вас не просто выходит, но и выставляет Вас в нелучшем свете. Вы ведь не являетесь этими эмоциями, Вы - чистый Дух. Ранимость и обидчивость - это качества увеличения Суперэго. Как работать в таком случае, Вы уже знаете.

Nata, Санкт-Петербург 28 апреля 2007 года
Большое спасибо за ответ! Думаю, в дальнейшем будет все так, как должно быть.

 
Алексей Жданов, Барнаул 6 августа 2010 года
Занимаюсь Cахаджа Йогой одиннадцать лет. Никогда не был фанатиком чисток. С самого начала занятий ощущал в мантрах намного больше силы, чем в тазиках, лимонах и т.п. При этом буквально с первых месяцев занятий мне стало ясно, что у меня самая проблемная чакра - это Аджна.
Сейчас хочу спросить про чистку Аджны, когда смотришь на портрет Шри Матаджи сквозь пламя свечи. Когда я пробовал этот метод, шли примерно такие мысли примерно в такой последовательности: "Сейчас мой левый глаз видит портрет Шри Матаджи сквозь пламя, а правый - просто так. Может быть пора поменять глаза?" Через несколько секунд: "Может быть хватит смотреть сквозь пламя правым глазом, пора поменять на левый?" Короче, мне через какое-то время стало понятно, что это не чистка, а совсем наоборот. У кого из более опытных йогов я ни спрашивал, определенного ответа не получил. И уже несколько лет не практикую этот метод.
Немного о себе. Уже года четыре, как регулярно ощущаю "кирпич" в голове во время медитаций. Когда эти ощущения только начали появляться, один брат подсказал мне, что то, что я начал это ощущать, само по себе - хороший знак, но держать внимание на этих ощущениях не надо, надо переводить внимание выше. Через пару лет после того я как-то сам пришел к такому "методу": переводить внимание с Аджны сначала на Сердце, а после этого - на Сахасрару. Сейчас очень стабильно получается такое состояние, когда чувствую одновременно отчетливую прохладу на Сахасраре и "кирпич" в голове. Еще из последних новых ощущений: после прочтения Шри Ганеша Атхарва Ширша "кирпич" в голове определенно "размягчается" и даже как будто немного "тает".

Марат 9 августа 2010 года
Здравствуйте, Алексей. Вы писали, что в мантрах ощущаете намного больше силы, чем в тазиках, лимонах и т.п. Но, пожалуйста, не путайте белое со сладким. Тазики и мантры имеют принципиально разные назначения. Чистки - для очищения, мантры - для поклонения. Если Вы не достигли должного собственного очищения, то мантры не будут иметь желаемой силы. Мантры - это только косвенная чистка; так же, как и тазик - это только косвенное поклонение.
Что касается чистки, когда смотришь на портрет Шри Матаджи сквозь пламя свечи, то чистка необязательно должна производится при полном ментальном бездействии. Она вовсе не должна проводиться при полном отключении от окружающей реальности. Вы не до конца верно понимаете состояние безмыслия, так как при этом состоянии Вы имеете возможность контролировать своим вниманием окружающие Вас и связанные с Вашим сознанием процессы.
Не стоит рецензировать сами методы, Вы их просто применяйте, и уже после использования оценивайте на себе получаемые изменения. Обращаю Ваше внимание на важное обстоятельство: методы чистки крайне необходимы, чтобы понять базовые ценности метода Сахаджа Йоги посредством последующего углубления своего состояния и трансформации сознания.
Вы одиннадцать лет считаете, что практикуете Сахаджа Йогу. Если у Вас "кирпич" на голове, то это однозначно говорит о том, что Вы либо неправильно, либо неполно ее практикуете. Вам необходимо всерьез заняться использованием методов чисток. Иначе практикование Сахаджа Йоги бессмысленно.

Алексей Жданов, Барнаул 11 августа 2010 года
Никогда не понимал термин "состояние безмыслия". А вот если сказать так: "непривязанность к своим мыслям", то это для меня понятно. Или так: "не продолжать словесные формулировки, которые спонтанно рождаются в моем сознании - это необходимое, но не всегда достаточное условие, чтобы состояние сознания можно было назвать безмысленным".
Да, я не совсем понимаю различия между чистками и поклонением. А вернее, я не ощущаю, что это такое - поклонение. Что такое "работать над собой" понимаю. И не только над собой. Есть кое-какой убедительный опыт. Что же такое "поклоняться", пожалуй, не понимаю, и, самое главное, не ощущаю.
Исторически сложилось так, что самое сильное событие в Сахаджа Йоге произошло со мной не во время чистки. Тогда я решил для себя, что то, что мне надо, по большому счету, я могу найти в Сахаджа Йоге, и что продолжать искать и дальше свой путь будет нечестно по отношению к самому себе. Сложилось так, что я не мог попасть на новичковую программу и пошел на обычную, которая была на день раньше. Определенно у меня была внутренняя готовность принять то воздействие, которое будет на меня оказано. И то, что там произошло, было связано именно со звучанием мантр. Мне оставалось только делать минимальное усилие, чтобы не цепляться за экзотические слова. Звучит мантра, я ощущаю ее воздействие на себя, и требуется некоторая легкая внутренняя корректировка, чтобы не стараться ее тут же запомнить-заучить, а продолжать удерживать внимание на том, что происходит внутри меня. Было ощущение, что вся "грязь", которая есть во мне, собралась в моей голове в виде темного облака, потом после следующей мантры это облако собралось еще выше и спрессовалось в крепкую корку. А потом была мантра "Джей Джагадамба", во время которой у меня в груди "загудело", как пламя в печке, когда хорошо разгорится. И это пламя, набрав силу, пошло вверх и пробило корку в голове. Самое интересное и в чем-то самое убедительное для меня было то, что когда после программы я опять услышал имя "Джагадамба", ощущение "гудящего пламени" в груди (хотя сильно ослабленное) повторилось. А потом три месяца я был в том состоянии, которое иногда называют "авансом". Все, что было после, было на порядок грубее и слабее того состояния. Так что думаю, Вы меня поймете, что когда через несколько лет я начал ощущать что-то в своей Аджна-чакре, я даже обрадовался. Вот, думал, еще немного над собой поработать, и то, что стало ощущаться, прочистится...
По отношению же к чистке Аджна-чакры для меня это звучит примерно так: "Просто не надо думать о белой обезьяне". Когда говорят: "Смотри сквозь пламя свечи", то при этом не уточняют, какой именно глаз должен видеть портрет сквозь пламя. Когда при попытках чиститься таким образом, получаются своеобразные "качели", то это нормально? Продолжать чиститься "на качелях"?

Марат 11 августа 2010 года
Нет, Алексей! Непривязанность к своим мыслям - это вовсе не безмыслие. Если отсутствие мыслей Вы путаете со свободой от них, то это, прежде всего, говорит о том, что Вы не поднимались еще до уровня Нирвичара-самадхи. Это неудовлетворительно.
Состояние безмыслия безусловно. Оно достигается без усилий, нет необходимости что-то продолжать или не продолжать. О состоянии безмыслия не имеет смысла говорить. Чтобы о нем знать, его необходимо почувствовать. Для этого необходима правильная и планомерная практика Вашего внимания.
Что касается различия между чистками и поклонением. Говоря кратко, чистка - это очищение от пагубного наносного. А поклонение - это созерцательный процесс растворения эго как посредника, как единственную шторку между сознанием поклоняющегося и макро-сознанием ("Сат") объекта поклонения, что приводит к их конечному единству. Конечно, мантры не являются единственным и даже достаточным методом поклонения. И то, и другое - энергетические процессы. И то, и другое способствуют улучшению состояний чакр. Но методы поклонения все же способствуют более утонченному энергетическому проявлению нашего существа. Тем не менее, без должного сбалансированного состояния нашего тонкого тела как инструмента такое проявление будет неполным, не столь эффективным, поэтому методам чистки необходимо уделять достаточное и даже первоосновное внимание.
Мантры используют энергию Вайкхари (энергию речи). Как говорит Шри Матаджи, при произнесении мантр нужная область получает биджу (семя), которое должно дать всход и затем расти. Но будет ли расти семя, если оно брошено на неплодородную почву?! Чтобы почва стала плодородной, необходимы чистки.
Шри Матаджи говорит: "Должна быть полная чистота в произнесении мантр, чтобы пробудить Божества, и ваше сердце должно быть вовлечено в это. Только тогда пробуждение будет иметь место." "Мантра – это ничто, всего лишь мертвое слово, пока оно не освящено Кундалини. До этого мантра – просто жалобный стон и не имеет никакого смысла." Таким образом, для освящения Кундалини, для вовлечения сердца первостепенно, предварительно и заблаговременно должно быть очищено тонкое тело.
Что касается упомянутых Вами "качелей". Нет, это ненормально. Не должно быть никаких качелей! Внимание не должно быть на том, что должен делать каждый глаз. Углубите свое внимание! Отнимите его от самого процесса и направьте внутрь. Пробуждая таким образом свою парасимпатическую нервную систему, Вы получаете возможность спонтанно и автоматически производить комбинации действий. Это можно сравнить с вождением автомобиля. Если Вы имеете опыт многолетнего вождения и вздумаете провести эксперимент, заключающийся в том, чтобы полностью контролировать (то есть обдумывать, сопровождать предварительным объяснением и т.п.) все-все действия по вождению машины, то обнаружите, что Вы в какой-то мере внезапно потеряли способность водить машину. Сделайте это на том отрезке, где необходимо скоординированная комбинация многих различных действий, например, при сложной парковке, и Вы тогда сами убедитесь. Но будьте при этом осторожны, не допустите аварии. :) Это происходит потому, что наши действия доведены до автоматизма, то есть доведены до прерогативы парасимпатической нервной системы. Спроекцируйте этот эксперимент, этот частный пример на Вашу процедуру чистки свечой Аджна-чакры, и Вам, надеюсь, все станет ясно.

Алексей Жданов, Барнаул 11 августа 2010 года
Да, я сам догадывался давно о том, что не поднимался еще до уровня Нирвичара-самадхи.
Мне очень понравилось, как Вы дальше сказали: "Поклонение - это созерцательный процесс растворения эго как посредника, как единственную шторку между сознанием поклоняющегося и макро-сознанием ("Сат") объекта поклонения, что приводит к их конечному единству."
Это мне очень даже знакомо и понятно, но как-то никогда не приходило в голову это прикосновение к Истине-Радости назвать словом "поклонение".
Буду продолжать чистится тазиками и выветриванием. Это, пожалуй, единственные методы, про которые я могу уверенно сказать, что применяю их без ритуализма. Буду продолжать пробовать всякие лимоны-перцы. А Аджну свечой пока даже пробовать не буду. Наверное, до тех пор, пока еще один какой-нибудь метод чистки не будет освоен настолько, чтобы мог сказать, что там не осталось ритуализма.
Наверное, вождение автомобиля - это хорошая аналогия, но мне она не поможет. Никогда не был "на ты" с техникой сложнее велосипеда. Автомобиль я не вожу. То, что бывает раз в два-три года, делается, ясное дело, не на автоматизме. Из того, что я умею делать руками профессионально, на первом месте по сложности – это работать с веревками и альпинистским снаряжением, но там как раз любое автоматически сделанное действие всегда контролируется, и его всегда можно разбить на элементарные действия.
Хоть Вы и говорите, что о состоянии безмыслия нет смысла говорить, но я все же попробую задать еще один вопрос. Что такое для Вас "мысль"? Это всегда словесная формулировка?
И еще, когда мы крутим бандан на проблему, на ситуацию, я это для себя интерпретирую, как чистку. В ситуацию вовлечены люди, их чакры на время образуют врЕменные (в физике есть термин - виртуальные) коллективные чакры. И когда сахаджа йоги делают, например, бандан, то они проводят чистку этих коллективных чакр?

RomaYog, Крым 12 августа 2010 года
Алексей, поклонение, прежде всего, означает признание. Признание своего Гуру. Отождествление Гуру с Ади Шакти (первозданной энергией). Поклонение - это преклонение своего эго (ложного ощущения себя как отдельного от мира субъекта) перед волей Ади Шакти (всепроникающей вездесущей энергией). Таким образом, утверждается истинное осознание мира (все едино, действует только Ади Шакти, все происходит по Ее воле).
Поклонение не получится практиковать искусственно, просто следуя ритуалам. Поклонение - это спонтанное желание, искренний порыв, это новое состояние, в котором внимание не стремится анализировать форму ритуала (хотя она, на самом деле, может быть важна).
Поклонение и ментальный анализ одновременно практически не сосуществуют, потому что анализируем мы на основании прошлого опыта, а поклонение быстро поднимает нас на новый более высокий уровень осознания.
Итак, чтобы практиковать поклонение (Бхакти, Нирвикальпа Самадхи) необходимо состояние безмысленного осознания (Нирвичара Самадхи). Чтобы достичь безмысленного осознания нужно достаточно хорошо очистить тонкую систему, особенно Аджна-чакру. Но это не означает, что все происходит строго поэтапно. Можно пробовать все три практики одновременно. Я лично был свидетелем очень быстрой очистки тонкой системы практикующего от серьезной одержимости путем простого искреннего обращения "своими" словами к Шри Матаджи перед Ее фотографией.
Во время чистки Аджны свечой, смотреть нужно через пламя, но не обязательно на пламя свечи. Если Вас беспокоит, каким глазом смотреть, то первое решение - поставить две свечи. Лучшее решение - забыть об этой проблеме, потому что не важно, каким глазом Вы смотрите.
Очень хорошая чистка Аджна-чакры - это ставить свечу позади затылка. Попробуйте! Чистка огнем необходима, если блок Аджны вызван присутствием посторонней сущности. Но в Вашем случае, пожалуй, причиной Вашего блока ("кирпича" в голове) является склонность все подвергать ментальному анализу. Постарайтесь проинспектировать, что основа Сахаджа Йоги - наш Гуру, Она есть сама Ади Шакти. А это за пределами нашего понимания. Это только вопрос принятия. Принятие не получится, если думать о том, смогу ли я принять, готов ли я, достаточно ли очищен. Это просто Ваше решение, это происходит в одно мгновение. Это решение нементально. Это подобно тому, как Вам хочется вдохнуть глоток воздуха, если Вас подержать долго под водой. Вы уже не обдумываете, делать это или нет. Это просто необходимо. Просто пришло время сделать вдох.
Прикосновение к Истине-Радости является следствием практики Бхакти-йоги (поклонения). Однако могут быть спонтанные проникновения внимания в эту область (как Вы пишите, "аванс"). Милостью Бога некоторым дается возможность заглянуть чуть вперед. Однако нужно эти спонтанные прикосновения преобразовать в постоянное пребывание.
"Мысль" - это любая реакция ума (мыслеформа). Безмысленное осознание - это наличие нового осознания окружающего мира, дарованного Матерью-Кундалини (!), при нереагирующем созерцающем спокойном уме.

Марат 12 августа 2010 года
Если вождение автомобиля как метафора Вам по обстоятельствам не подходит, то еще один пример - это игра на гитаре. Если Вы играете, то попробуйте при этом проконтролировать действие пальцев/кистей. Игра в таком случае собьется. Впрочем, двухколесный велосипед - тоже пример. Способность контролировать направление руля во избежание заваливания набок - тоже процесс вне мыслей.
На вопрос, что такое "мысль", Romayog ответил не только тем, что я бы написал, но и так, как я бы написал.
Когда сахаджа йоги делают бандан, то они, да, говоря условно, проводят чистку коллективных чакр. Здесь можно использовать термины коллективного тела. Но только надо заметить, что сахаджа йоги, делая бандан, не производят чистку. Чистку производит Божественная энергия.
Так же и чистка, например, свечами. Чистит не столько элемент огня, сколько Божественная энергия благодаря концентрации нашего внимания на чакре, концентрации нашего внимания на очищении ее блокировки огнем. Вот именно поэтому чиститься можно даже без свечи как будто со свечой, если представить в воображении свечу и, допустив это, так же держать внимание. Но все же на первых порах я бы не рекомендовал чиститься при помощи воображения, так как внимание не столь глубокое, и часто найдется возможность почиститься в более реальных для ума условиях, что все же более эффективно.

Алексей Жданов, Барнаул 15 августа 2010 года
Спасибо, кое-что в Ваших словах и в словах Марата заставляет по-новому взглянуть на... На все.

roma, Севастополь 23 января 2011 года
Попробую описать свои ощущения. Когда-то в течение примерно около полугода ощущал давление вокруг головы. Это "кольцо" радиусом с полметра постепенно уменьшалось к Аджне, но боль нарастала все сильнее и сильнее. Круг сужался и давление уже было внутри головы. Наверное, можно сравнивать как одно и то же: "кирпич" и "кольцо". Я старался терпеть боль и мне было очень интересно: чем же это закончится. Кирпич-кольцо становились тяжелее, меньше и меньше, как кулак, как тенисный шарик. Мысленно себя успокаивал: "Не бойся, все будет нормально, надо ждать еще..." Терпел потому, что между утихающими приступами боли иногда ощущался четкий поток над головой. Такие "сеансы" продолжались часов по пять-шесть, потом со временем тоже стали уменьшаться по продолжительности: два-три часа, полчаса, десять минут... Оканчивалось тем, что вмиг боль и тяжесть уменьшались в точку - в Аджну - и ...вылетала с потоком из головы вверх.
Сейчас очень редко такое случается, и уже осознанно наблюдаю, как Аджна-чакра впитывает в себя тяжесть и мгновенно через Сахасрару вылетает этот кирпичик.



Утренние медитации

 
Ekaterina, Самара 19 июля 2007 года
У меня не всегда получается медитировать дома утром, так как рано ухожу на работу. Использовать свечу нельзя на рабочем месте по технике безопасности. Можно ли медитировать перед началом рабочего дня на работе без свечи или по дороге на работу (в трамвае)? Или перед уходом утром можно только бандан? Спасибо.

Alla 19 июля 2007 года
Можно.
Утреннюю медитацию лучше все же не пропускать, так как она благоприятна для духовного роста, поможет тебе подольше находиться в состоянии равновесия в течение дня. Пусть она будет пять-десять минут, но будет.
У меня тоже бывает мало времени утром, тогда я обращаюсь к Матери и прошу привести меня в равновесие и в состояние медитации, и несколько минут медитирую, после выполняю подъем Кундалини и бандан.

Перетятко Олег, Севастополь 19 июля 2007 года
Медитировать можно в любых условиях, всякие дополнительные процедуры (такие как свечи, "подъем Кундалини", бандан и другие) помогают процессу, но если это по каким-либо причинам нежелательно, то этого можно не делать.
Надо стремиться к тому, чтобы поддерживать медитативное состояние круглые сутки при любых условиях.

ivan kasynyuk, Киев 20 июля 2007 года
Мне помогает удерживать состояние равновесия на протяжение дня то, как я перевожу все свое внимание в сердце, молюсь, думаю о том, что на самом деле являюсь просто Духом и полностью отдаюсь на милость Богу. В этот момент приходит полное спокойствие и медитативное состояние.

Димчик, Киев 21 июля 2007 года
Ekaterina, если Вы спрашиваете, лучше ли это, чем не медитировать вообще, то ответ - "да". Но если это не так, то тогда Вы почувствуйте, что медитация - это не что-то "между прочим" перед/после работы. Согласны?
Скажу, что пробовал когда-то вместо утренней медитации из-за нехватки времени медитировать, идя на работу или в транспорте. Хватило нескольких дней, чтобы почувствовать, что это оскорбление для Божеств. Ведь медитация - это самое ценное, что подарила нам Мать, по сути, это наше общение с Ней. Сможете ли Вы попросить: "Мать, пожалуйста, прими мою медитацию, пока я еду в трамвае до работы. У меня есть двадцать пять минут". Мы все, конечно, очень занятые и деловые люди. :) Но и в течение рабочего дня можно медитировать: выходить, например, на обед и медитировать где-то на травке. Сам так делал постоянно на старой работе, зимой брал плед.

 
pechnik, Казань 15 июня 2008 года
Занимаюсь давно Сахаджа Йогой, но есть проблема - не могу рано встать, приходится опаздывать на работу. Помогите советом, а то уволят.
Шри Матаджи говорила о важности раннего пробуждения и ранних медитаций, да, утром намного мягче вибрации, чем вечером. Одна проблема - заставить себя встать пораньше. Может, понимание этой проблемы и огромное желание медитировать поможет мне.

Марат 15 июня 2008 года
Чтобы рано вставать, надо купить будильник, рано ложиться и стать взрослым. Как только Вы удовлетворите все три условия, тогда проблема исчезнет.
Я бы не сказал, что утром намного мягче вибрации, чем вечером. Я бы сказал, что улучшается чувствительность к вибрациям, а не сам вибрационный фон. Ранним утром пока не активизирована печень, насыщен левый канал, и нет пока поводов торопиться - все это дает возможность освободиться от влияния симпатической нервной системы. В результате, углубляется состояние медитации. Но вибрации вечером могут быть и посильнее, и помягче.

TANIA 16 июня 2008 года
Мне помогло вставать рано утром и в хорошем настроении очищение левого канала и особенной задней Аджна-чакры.
Летом мне вообще легко встается рано, а зимой почему-то сложнее. Зимой я сначала "веду себя под руки" под горячий душ. :) Потом одеваю толстый свитер и пью чай, и только после этого медитирую. То есть только после чая я полностью просыпаюсь.
Попробуйте, выключив будильник, идти не в кровать, а в душ. Это должно помочь. После душа спать уже не хочется. Ну, и попробуйте потом работать над задней Аджной.

 
Надежда, Новосибирск 17 июня 2008 года
Может быть, кто-то сможет развеять мое непонимание. Я живу в мегаполисе, дорога занимает приличное время. Встаю я примерно в 5:30, далее около пятнадцати минут медитация или чтение божественных имен. Вечером после работы почти всю неделю (кроме пятницы) различные йоговские программы, музыкальные репетиции. :) Мне эти вечерние мероприятия очень нравятся, и отказаться от них не хочется. Но, в результате, домой я попадаю около десяти часов вечера и позже. А спать получается ложиться только после половины двенадцатого.
Работа требует умственного напряжения, мыслительная, то есть правоканальная, так как пока не научилась осознавать, что работу делаю не я. В итоге, вставать по утрам тяжело, и постепенно к концу недели накапливается усталость.
Прошу прощения за подробное описание своего распорядка дня, но мне показалась это необходимым для вопроса. А вопрос заключается в следующем. Я не понимаю, является ли моя накапливаемая усталость и трудность с подъемом результатом перегрева правого канала из-за чрезмерной активности? Следует ли мне отказаться от каких-либо мероприятий, чтобы раньше ложиться спать? Или это просто какая-то негативность, которая постепенно вычиститься, и не следует обращать на нее внимание, ведь для сна достаточно и пяти часов в сутки? И вообще, сколько часов сна достаточно для восстановления сил? Или это индивидуально для каждого?
Ситуация усугубляется еще тем, что я осознаю, что мало времени уделяю своей семье в качестве домохозяйки. Готовит бабушка, но свою левую Манипуру тоже нужно развивать. В общем, запуталась.

Mарат 17 июня 2008 года
Уважаемая Надежда, очевидно, накапливаемая усталость - это следствие перенапряжения правой стороны. Следует ли при этом отказаться от каких-либо мероприятий, чтобы раньше ложиться спать - это уж Вы сами смотрите, интроспектируйте, взвешивайте.
Мне вот так же привычно состояние накапливаемой, скажем, за неделю усталости, но я это делаю порой из-за необходимости, то есть, взвешивая необходимость быть в энергетическом балансе, я иногда вынужден им жертвовать ради другой более целесообразной необходимости.
Вы же смотрите со своей стороны: есть ли какая необходимость, ради которой можно было бы жертвовать своим состоянием? Говоря от себя лично и сугубо субъективно, мне кажется, что уставать из-за посещений различного рода необязательных мероприятий (из того ряда, что Вы назвали) - неблагоразумно. Ну, а если еще и упомянуть о Ваших "пробелах" в качестве домохозяйки, то, простите, даже кощунственно. Но это только мое мнение, решать Вам.
Перенапряжение правого канала само собой не вычищается, и несколько нелепо это перенапряжение называть негативностью. :)
Для восстановления сил необходимо от пяти до семи часов сна. Конечно, это индивидуально, так как необходимая продолжительность сна зависит от состояния тонкого тела человека.
В обозначенной Вами ситуации ничего особо сложного нет. Сложность заключается не только и не столько в осознании проблемы, сколько в решимости ее исправить.

Надежда, Новосибирск 18 июня 2008 года
Марат, спасибо большое за Ваш ответ! Примерно так я думала сама, но хотелось получить подтверждение.
Шри Матаджи говорила, что, кто рано встает, будет автоматически рано ложиться. С последним у меня пока непорядок. Попробую откорректировать свой образ жизни, насколько это возможно.

Ekaterina, Самара 13 августа 2008 года
Вставать раньше можно постепенно и не намного. Начните с малого, минут с пяти. Вечером попробуйте засыпать пораньше, на полчаса, по возможности. Мне помогло.



О посещении и проведении пуджи

 
Лиза, Челябинск 27 апреля 2007 года
Как правильно проводить мини-пуджу дома?


star108 27 апреля 2007 года
От сердца!
Мне довелось видеть много домашних пудж: полный протокол упрощается до Ваших возможностей. Минимум - аарти, Ганеша Атхарва Ширша, кумкум и омовение розовой водой, и, конечно, медитация (вариант одного сверхзанятого холостяка, занимает 25 минут).

 
gulnaz, Страсбург/Казань 14 августа 2007 года
Доброго Всем время суток! В Сахаджа Йоге я совсем недавно. Можно сказать, совсем ничего. Совсем неожиданно нашла в интернете, пришла на курсы и поняла: это именно то, что я искала всю жизнь.
У себя я вибрации чувствую, изменения начались не сразу, так как практиковала не регулярно, но после того, как съездила на Кришна Пуджу в Кабеллу! А вот на саму пуджу я пойти не смогла - слегла с мигренью! Накануне приезжала сама Шри Матаджи, я видела ее впервые: Господи, какая же она красивая!!! Вибрации были, и какие!!!
А вот на следующий день (день пуджи) - ни в какую... В смысле, сосредоточиться или тем более расслабиться не смогла. Многие сахаджа йоги говорили, что такое состояние очень даже нормальное (?), что "процесс пошел"... Не могли бы Вы объяснить, почему "такое" состояние (у других это высокая температура, сильная слабость, диарея...) - нормально?
И второй вопрос: провели самореализацию моему другу, он не почувствовал ничего. Нигде. Попробовали еще раз через неcколько днeй - то же самое. Я же попросила посмотреть у него над головой, а потом и на руках - вибрации есть, по крайней мере, я чувствую прохладный бриз, а вот он - нет. Значит ли это, что нереализован? Пока? Или Кундалини все же пробудилась, просто он не готов почувствовать ее?

Саша Белый Лотос, Кострома 14 августа 2007 года
Вы не так давно в йоге, Ваша тонкая система еще не настолько очищена, чтобы "выдержать" вибрации пуджи, не говоря уже о той, на которую Вы ездили. На подобных пуджах происходят мощнейщие чистки. Один мой знакомый после пуджи Кришне распрощался с каким-то серьезным кожным заболеванием - и сам не заметил как.

Перетятко Олег, Севастополь 14 августа 2007 года
У меня тоже было нечто подобное в самом начале практики. В нашей тонкой системе как правило достаточно проблем, которые таким образом выходят, правда, уже в ослабленном виде. Было бы гораздо хуже, если бы они продолжали находится в нас и вылезли в виде серьезных болезней.
Что же касается Вашего друга, то ощущения во время получения самореализации - это очень тонкие ощущения, и не все люди способны это сразу заметить, особенно если поток вибраций слабый. Многие люди, имеющие вредные привычки, ощущали вибрации только лишь спустя несколько месяцев занятий. Так что не все так плохо, и не надо терять надежды. Пусть этот человек попробует позаниматься некоторое время. Если он будет достаточно искренним в своем желании, то результаты не заставят себя долго ждать.

Ekaterina, Самара 14 августа 2007 года
И у меня подобное было, только с голосом, после того, как я была на пудже в присутствии Шри Матаджи. Во время пуджи было все даже "супер". А после сразу голос пропал. При этом не было симптомов простуды (насморка, кашля...). Голос вернулся через три дня. При простуде, бывало, на неделю голос сбегал. Такое ощущение, что мой старый голос ушел, и на его место вернулся новый, чистый.

 
gulnaz, Страсбург/Казань 15 августа 2007 года
Друзья, спасибо Вам огромное за поддержку! У меня вот еще один вопрос, не знаю к кому обратиться: я только что медитировала, и все было в порядке. И вот через какое-то время я почувствовала, что что-то не так, как обычно: такое ощущение, что на меня что-то навалилось и я "увеличилась" в размерах, как надувной шарик. И все так потяжелело!! Мамочки мои, не знаю, что это было, но тут же "вышла" из состояния медитации (испугалась ужасно), помолилась Шри Матаджи, подняла Кундалини и сделала бандан - особого эффекта не случилось. Запаниковала! И главное, это состояние "отяжеления" не ушло, как будто что-то так и лезет из меня... Пробовала позднее посидеть у фотографии - то же самое... Тяжесть осела в основном в районе Манипура-чакры и сердца, но "выходит" она как бы отовсюду. Может быть, я сделала что-то не так? Или "ушла" не туда?

Марат 16 августа 2007 года
Паниковать не стоит. В такой ситуации просто желательно просить Шри Матаджи (так, как Вы это обычно делаете), чтобы Она убрала от Вас все проблемы. И в состоянии тихой спокойной уверенности, что Шри Матаджи позаботиться о Вас, спокойно медитировать. Не паникуйте, идет обычный и вполне распространенный для тех, кто занимается недавно, процесс очищения. Сравните это с любой болезнью организма, связанной с процессом очищения, например, от вредных шлаков.
Не беспокойтесь, никуда "не туда" Вы не ушли. Если Ваше внимание будет на Сахасраре-чакре, и ваши молитвы будут обращены к Шри Матаджи, то Вы никак не "уйдете" не туда.

 
Nata, Санкт-Петербург 13 октября 2007 года
Здравствуйте! У меня тут возник один насущный вопрос по поводу пуджи. Кто может посещать пуджи? Я имею в виду, необходимо ли для этого наличие большого опыта в Сахаджа Йоге или достаточно чистого желания, и, если не достаточно, то с какого момента можно уже начинать? Может кто-то знает, что Шри Матаджи говорит по этому поводу? Заранее спасибо.

Перетятко Олег, Севастополь 14 октября 2007 года
Пуджи можно посещать только лишь при наличии определенного опыта, который позволяет правильно понять все происходящее, вместить должным образом в свою тонкую систему вибрации пуджи.
Для этого в нашей тонкой системе не должно быть серьезных проблем. Пуджа - это очень ответственный момент, и не каждый имеет право в ней участвовать. Шри Матаджи просила не приводить на пуджу наших родственников и знакомых, которые не имеют этого необходимого опыта.
Раньше для этого требовалось посещение коллективных занятий в течение года, но при наличии чистого желания опытные йоги спрашивают разрешение по вибрациям. Меня допустили через четыре месяца после того, как почистил свою тонкую систему.

Ekaterina, Самара 15 октября 2007 года
Это индивидуально: кто-то уже через полгода готов, а кто-то через год еще не готов. Спросите лучше по вибрациям и прислушайтесь к интуиции. Опыт в Сахаджа Йоге нужен, без него посещение пуджи не будет осознанным.

Димчик, Киев 18 октября 2007 года
Хочется привести выдержки из нескольких лекций Шри Матаджи по этому поводу, думаю, они вполне отвечают на Ваши вопросы.
"...не приглашайте кого-либо только лишь потому, что это ваш друг, или сестра, или брат. Это неправильно. Вы лишаете человека его надежды, поскольку все это для него слишком. <...> Благословения Пуджи Ц не для всех, поэтому старайтесь не приглашать тех, кто еще не вполне подготовлен. Первое, что они начнут делать, это сомневаться. Также будут проблемы с соблюдением Протокола - они не смогут принять Протокол." (Беседа Шри Матаджи в День Сахасрары, 5 мая 1980 года)
"Пуджа - внешнее приношение, однако следует понимать, каким образом вы обретаете дары благословений Пуджи и ее Прасада. Пуджа, или молитва, вырастает из вашего сердца. Мантры Ц это слова вашей Кундалини. Но если Пуджа совершается вами не от сердца, или если Кундалини не связана с произношением Мантр, то Пуджа становится ритуалом <...> Наилучшее поклонение - поклонение в сердце." (Выдержки из писем Шри Матаджи)
"Пуджа - один из способов, посредством которого вы можете перейти от формы к бесформенному. Сейчас ваши чакры являются центрами энергий, а у них также есть управляющие ими Божества, восседающие на всех этих чакрах. Они также бесформенные, облаченные в формы. И когда вы совершаете Пуджу, формы исчезают, становясь бесформенными энергиями. И эти бесформенные энергии начинают течь, а затем дует ветер. Вот как удаляются ложные представления, которые покрывают Дух.
Вы не можете размышлять о Пудже. Это происходит в царстве, находящемся выше мышления. Вы должны понять, что вы не можете рационально постичь Пуджу. Вам следует получить максимально благоприятное воздействие на ваши чакры. Для этого вы должны полностью сосредоточиться на Пудже и на том, как дует ветер. А ветер проследит за тем, чтобы разогнать все облака. Итак, единственная ваша работа, единственный ваш метод Ц это просто сосредоточиться на Пудже и наблюдать. Вы - наблюдатель." (Беседа Шри Матаджи о значении Пуджи и хавана, 18 июня 1983 года)

Nata, Санкт-Петербург 22 октября 2007 года
Большое спасибо за ответы! Это то, что надо!

 
Sunbeam 11 января 2009 года
Расскажите, пожалуйста, откуда эти традиции проведения пудж, почему все так как есть? Обязательно ли их выполнять? Где и как об этом говорит Шри Матаджи? Мне это все не очень понятно и сложно. Я так понимаю, ритуал пуджи родом из Индии, интересны источники. Зачем эти восточные ритуалы? Йоги, поделитесь своим опытом!

TANIA 11 января 2009 года
Никакие ритуалы вовсе выполнять необязательно, тем более, если они Вам непонятны. Вы просто медитируйте при желании утром и вечером понемногу и очищайте чакры. Важно, чтобы у Вас стабилизировалось при медитациях состояние радости, покоя, удовлетворенности и тишины внутри себя. Постепенно подходите к медитации в безмыслии - это самое важное. В Сахаджа Йоге не нужно делать ничего того, что Вам непонятно. Делайте только то, что доставляет удовольствие.

Перетятко Олег, Севастополь 17 января 2009 года
Все эти ритуалы описаны в различных ведических писаниях. Пуджи в Сахаджа Йоге следуют этим традициям, но в то же время требуют определенной квалификации для участия в них, поэтому новичкам рекомендуется, в первую очередь, заниматься медитацией и очисткой своего тонкого тела. Только по прошествии определенного времени можно будет посещать пуджи. Никто насильно, конечно, туда тащить никого не будет, но, на самом деле, это большое благословение и очень благоприятно для духовного роста.

Sunbeam 17 января 2009 года
Татьяна, Олег, спасибо за информацию. То есть искать надо в Ведах? А где именно?
Я прошу прощения, что поднимаю такие горячие темы, но все-таки хотелось спросить. С фанатизмом я вроде разобралась: в одной из лекций Шри Матаджи говорит, что фанатизм - это препятствие для духовного роста. А вот касательно ритуалов? Мне кажется, связь с Богом, вера - все это должно быть очень просто и доступно каждому. А все эти восточные ритуалы - их сложно воспринимать человеку выросшему в традициях Запада. Я где-то на сайте читала, что излишний ритуализм - это удел людей с недостатком веры. Откуда эта информация? И насколько она верна? Что необходимо делать и знать настоящему, хорошему Сахаджа йогу? Я знаю, что вопросы сложные и спорные, тем интереснее отклик и мнения.

Перетятко Олег, Севастополь 18 января 2009 года
Ну, прежде всего, в основных четырех Ведах, а также в Упанишадах, Пуранах и других текстах. Сведения по данному предмету разбросаны по множеству различных текстов и на ментальном уровне это понять, действительно, сложно. Да и в самой ведической традиции это знание передается от учителя к ученику, и оно ни в коем случае не является чисто книжным. В Сахаджа Йоге есть методички и лекции Шри Матаджи, где этот вопрос раскрывается достаточно широко.
На самом деле все эти ритуалы, о которых Вы пишите, в значительной степени упрощены по сравнению с их классическими вариантами. И они, действительно, доступны каждому. И особенно на начальных ступенях духовного роста они помогают нам держать внимание на духовных объектах.
Со временем, когда наше внимание станет достаточно устойчивым и медитация глубокой, необходимость во всякого рода внешних телодвижениях отпадет. И все можно будет делать в медитации. В принципе, это, действительно, просто и доступно каждому, но пока наш ум загрязнен, внимание неустойчиво и медитация недостаточно глубока, необходимость в ритуалах имеется. Другое дело, что необходимо соблюдать благоразумие и чувство меры, не доводя это дело до ритуализма.

RomaYog, Крым 18 января 2009 года
Вы спрашиваете, что необходимо делать и знать настоящему, хорошему сахаджа йогу? Настоящему хорошему сахаджа йогу необходимо знать, что существует Всепроникающая Вездесущная Божественная энергия, выполняющая всю живую работу. Существует Кундалини у каждого человека, которая есть инструмент духовной трансформации. Существует коллективное осознание, осознание без мысли, осознание без сомнений (вера), осознание за пределами ментальных условностей, осознание человека духовного как следующая ступень становления человека. Чтобы попасть в это новое состояние, нужно пробудить Кундалини и медитировать.
Настоящему хорошему сахаджа йогу необходимо медитировать ежедневно, очищать тонкую систему, интроспектировать, вести себя безупречно в любой ситуации, то есть быть постоянно осознанно созерцающим (в этом состоянии не может быть негативных реакций).
Если, действительно, знать и делать перечисленное выше, то тот, кто называет себя сахаджа йогом восходит в новое высшее состояние бытия, и для него больше не существует "восточных ритуалов". Он больше не находит в Сахаджа Йоге никакого ритуализма. И все, что делают сахаджа йоги на своих занятиях, приобретает глубокий смысл. Он видит, что все их действия - энергетические явления, улубляющие их медитацию.
Ритуалами они предстают в глазах постороннего наблюдателя. Ритуалами они могут стать, если их будет пытаться практиковать нереализованный, или получивший реализацию, но не укрепивший ее, так как он выполняет все формально, неосознанно. Не важно, какой "ритуал" выполняется - индийский, русский или какой-либо еще. Важно, кто и в каком состоянии это выполняет. То, что может показаться ритуалом - это Бхакти-йога, и чтобы ее понять, нужно стать бхактом.
Мой Вам совет: не пытайтесь разобраться в этом ментально, в форме "вопрос-ответ". Не далайте то, к чему не готовы или что Вам непонятно. Просто углубляйтесь и непривязанно созерцайте. Постепенно от восприятия формы Вы перейдете к восприятию содержания, внутренней сути явлений.

Димчик, Киев 19 января 2009 года
Главное, чтобы во время Пуджи сохранялось безмысленное осознание. Я не думаю, Sunbeam, что понимание Пуджи не доступно западному образу мысли. Главное - желание.
Приведу цитату Шри Матаджи из беседы о значении пуджи от 18-го июня 1983 года: "Обычно, Кундалини поднимается к Аджне, но подъем выше Сахасрары был невыполнимой задачей, поскольку при этом следует перейти от формы к бесформенному. А выйти из формы к бесформенному было столь трудно, и даже сосредоточиться на абстрактном, свободном от формы, было неисполнимой задачей. Так поступали мусульмане, и многие другие также пытались совершить это. В этих обстоятельствах бесформенному было необходимо принять форму, чтобы не продолжалась путаница. Сосредоточившись на форме, вы сразу освобождаетесь от формы. Так, если бы перед вами был лед, то едва вы касаетесь льда, он тает и вы ощущаете прохладу. Итак, ныне проблема решается очень легко, Пуджа - одно из средств, которым вы можете перейти от форм к бесформенному. И ваши центры - это центры энергий, но у них также есть управляющие Божества, восседающие на всех этих чакрах. Они - это также бесформенное, облаченное в формы. И когда вы совершаете Пуджу, формы тают, становясь бесформенными энергиями. И эти бесформенные энергии начинают течь, и тогда возникает ветер. И так уходят эти ложные представления, те, что закрывают Дух. И вы не можете думать о Пудже. Эти вещи происходят в царстве, находящемся выше мышления."





САЙТ В СОЦСЕТЯХ: