Основатель Сахаджа Йоги

Сайты о духовности

Статьи о Сахаджа Йоге

Притчи мудрости

Вопросы и ответы

Что такое душа?

Nataly, Украина
22 мая 2007 года
Что такое Дух - понятно, а что такое душа?

Марат
22 мая 2007 года
Если Вам понятно, что значит Дух, то тогда душа - это Его одеяние.
Нельзя без одежды выйти на улицу, так и нельзя в нашем мире быть без души. Если Вы уважаете себя и окружающих людей, то тогда Ваша одежда опрятна, чиста, гармонична со всем. Важно заботиться об одежде и не забывать, что мы не являемся этой одеждой.

Nataly, Украина
22 мая 2007 года
Честно говоря, не совсем понятно. Это некая энергетическая субстанция или совокупность качеств человека? И если Дух по своей природе идеален, то душа ведь может быть разной? Недаром ведь о каком-нибудь человеке говорят: "У него светлая душа". Значит, она может быть и темной? Я уже давно хочу разобраться в этом вопросе, но никак не могу. Это, конечно, не главное, но все-таки интересно.

ivan kasynyuk, Киев
23 мая 2007 года
Я помню рассказ о том, как Шри Матаджи обедала в Италии в ресторане вместе с Грегуаром и еще одним йогом. И Она привела интересную аналогию на тему Духа, души и нашего тела, используя при этом свет, который отражается в воде стакана. Свет был Духом, вода - душой, а тело - бокалом. Суть в том, что Дух - это найтончайшее и всепроникающее, он не материален, то есть Дух не имеет в себе ни одного из пяти известных элементов (вода, воздух, эфир и т.д.), а душа состоит из Духа, в том смысле, что внутри наш Дух проявляется через душу, а душа, в свою очередь, это качества наших чакр, то есть характер. Таким же образом, как свет отражается в воде, так и Дух проявляется через душу. Душа - это тонкое, и имеет в себе материальные аспекты природы (земля, вода, эфир в зависимости от чакр), но также формируется и засчет того, насколько ярко и полно она может передать свет Духа. Следовательно, Дух может формировать качества наших чакр и характер, и чем сильнее Его проявляние, тем "красивее наша душа". А тело - это грубое, просто материя, которое является отражением души, а следовательно, и Духа.
Этот разговор состоялся 25 июля 1986 года в ресторане Вольтерра. Начало этого разговора не было записано, диалог цитируется после того момента, когда Шри Матаджи дала аналогию на тему Духа, души и нашего тела.
Грегуар: То, что мы знаем как "Атма" на санскрите - это душа плюс Дух или только Дух?
Шри Матаджи: Дживатма - это душа, а Атма - это Дух. Дживатма - это средство с пятью элементами. И эти пять элементов дают вам вашу собственную личность, ваш собственный характер, ваши индивидуальные особенности и т.п. Эти пять элементов - это причинные элементы, что внутри вас. Они действуют на чакры, и через них чакры действуют на другую, на более плотную сторону. Вот так, от тонкого к более тонкому, к тончайшему. Тончайшее - это Дух, предположительно мы можем сказать. А более тонкое - это душа. И как тонкое, вы имеете чакры. А плотное - это тело.
Грегуар: Итак, в определенном смысле душа - это поддержка для Духа?
Шри Матаджи: Нет, нет! Душа... Да, конечно. И оба, сложенные вместе, - это, в действительности, душа, Дух и причинные, сложенные вместе, - это Душа. Понимаете, это как зеркало и отражение в нем. Оба, сложенные вместе, есть Душа. Причинные пяти элементов и Дух, сложенные вместе, создают душу.

Как известно, Англия - это Дух Вираты, а Италия - душа. Шри Матаджи отметила, что англичане должны признать Италию, то есть Дух Вираты должен отразиться в ее душе. Это очень необходимо англичанам, поскольку только так они могут найти способ своего выражения.

Марат
23 мая 2007 года
Nataly, да, именно. Это энергетическая субстанция, определяющая качества человека. Вы все правильно понимаете: действительно, подобно опрятной или рваной одежде душа может быть чистой или грязной (свелой или темной). В зависимости от того, какого качества в ней энергия, проявляются соответствующие качества человека. Все очень просто.
Нет, ivan kasynyuk, Вы не так поняли. Дух не формирует качества наших чакр, Он лишь проявляется через них (сильнее, если энергии души чистые, и слабее, если энергии души грязные). Дух не влияет на качества души никаким образом, если бы это было так, то согласно логике, все бы души были одинаковыми, так как Дух един во всем. Не так ли?
Качества души зависят от энергий души, а Дух проявляется в зависимости от этих качеств. Дух всегда был, есть и будет абсолютным, то есть неизменным (неизменяющимся, неэволюционирующим, неулучшающимся, неразвивающимся).
Давайте обратимся к очень удачной аналогии со стаканом воды, отражающий свет. Ведь свет никак не влияет на качество воды, вода какой была, такой и останется под действием света. Однако отраженный свет в какой-то мере зависит от качества воды. Не Дух, а именно душа формирует нашу собственную личность, характер, индивидуальные особенности, именно душа влияет на чакры и на тело. Как зеркало и отражение в нем - есть зеркало (или как вода и отражение в ней света есть вода), так и душа и отражение в ней Духа является условно душой.

Nataly, Украина
24 мая 2007 года
Значит, чем больше наше внимание на Духе, тем больше душа будет отражать Его свет и соответственно становиться просветленной?

Марат
24 мая 2007 года
И да, и нет. "Нет" в том смысле, что отражение Духа в душе зависит не только от внимания. Внимание (аспект "чит") - это только один из аспектов Просветления, или осознания себя Духом, или Сверхсознания, или Сат-Чит-Ананд. Лучше, наверно, процитировать здесь фрагменты лекции Шри Матаджи.
"Ваша первая стадия, когда вы прыгаете в суперсознание - Нирвичара (безмыслие), вы стали безмысленно осознающими. Это происходит, когда Кундалини поднимается выше Агии-чакры; что значит, что вы вступаете в лимбическую область, когда ваше внимание лишь касается уровня "Сат". Вы становитесь различающим. В этом состоянии вы начинаете отличать, как, например, в молоке отделяете сливки от воды.
На этом этапе вы лишь только "чит", и вы лишь только касаетесь уровня "сат". Ваше внимание освящается Духом. Аспект внимания, как Я говорила вам, подобен мерцанию света в газовой лампе, а ваша Кундалини подобно газу, Которая зажигается Духом. И свет Духа распространяется по центральной нервной системе. Аспект "чит" означает аспект внимания. Кундалини открывает Брамарандру, когда вы чувствуете вибрации на своих руках, после чего вы можете чувствовать другого человека; потому что вы входите в "коллективное сознание". Коллективное сознание Сат-Чит-Ананд - это ваше прикосновение аспекта "чит". Таким образом, вы начинаете чувствовать, что ваш "Чит" становится "Чит" коллективного сознания, что означает, что вы погружаетесь в океан Сат-Чит-Ананд, то есть вы живете коллективным сознанием. Это означает, что вы можете чувствовать Кундалини другого человека.
Таким образом, на первой стадии вы достигаете уровня "чит". Вы касаетесь уровня "сат", что означает, что вы начинаете видеть реальность, начинаете видеть то, что она существует. Эго и суперэго все еще присутствуют, но ваше внимание пробудилось, и вы чувствуете "чит". Есть также некоторая часть удовольствия или Радости или Ананд, это есть радость наслаждения другими людьми. Это есть ощущение; это то, как вы наслаждаетесь Нирвичар Самадхи. Самадхи не означает вход в бессознательное, но бессознательное становится сознанием. Коллективное бессознательное становится сознанием. На втором этапе вы становитесь Нирвикальпа, когда нет "викальпа", то есть сомнений. На этом этапе коллективное сознание становится тоньше и тоньше. Вы способны осознавать глубокую (тонкую) суть вещей, когда реальность начинает становиться более ясной, понятной. Вам тогда не нужно направлять свою руку к человеку. Держа внимание на чем-то, вы знаете где это, что происходит, где он "ловит" [негативность], что является проблемой, какова коллективная проблема. У вас нет никаких сомнений ни в Сахаджа Йоге, ни в Кундалини, ни в чем-либо еще. Тогда вы начинаете экспериментировать на этом, начинаете использовать это. Возникает совершенство работы Кундалини. Осознание "чит" становится тонким. Такие сахаджа йоги беззаботны и живут возвышенно. Они не раздражительны. У них нет времени для внешнего, так что их внимание всегда находится глубоко внутри, сосредоточенное на тонком. Они удовлетворенные. Но такой человек становится разгневанным, если замечает что-то неправильное вокруг себя, он не может переносить подобное.
Когда вы входите в стадию Нирвикальпа, тогда "Ананд" входит в вас. Ваше сознание становится "Ананд". Чайтанья вокруг вас думает о вас, понимает вас, заботиться о вас и любит вас. Все это вы познаете; знание становится частью этого. Тогда Ананд, которая является Хридайя (сердцем), становится источником такого состояния; и позднее вы достигаете "вилайя" (растворения) в Ананде. На этой стадии имеет место полная Самореализация. Тогда вы способны управлять солнцем, вы способны управлять луной, вы сможете управлять каждым элементом. Выше этого - Богореализация."

Наив, Украина
25 мая 2007 года
Дух - отражение Бога-отца (информационная составляющая), душа - энергетическая составляющая, состоит из восьми петель, располагающихся вокруг семи чакр со стороны спины, и одна вокруг Муладхары.
Иерархия систем человека: Дух - душа - чакры (каналы) - тонкие тела - физическое тело. Информация нисходит от Духа к душе и т.д. Чем чище все системы, тем эта информация менее искажается.

Марат
25 мая 2007 года
Отрывок из лекции Шри Матаджи от 28 марта 1991 года: "Когда человек умирает, душа из него выходит в виде круглых петель. Их может быть много, а может быть одна. Когда Я сказала ученым, что в нас душа отражается в клетке, они смогли увидеть это под микроскопом. В клетке находится отраженная душа, а основная душа, находящаяся на спине, управляет этой отраженной душой клетки, которая, в свою очередь, управляет клеткой. Сейчас исследователи установили, что на рефлекторе души клетки находится семь петель. Это потому, что душа сидит также на восьми центрах (семь чакр и муладхара)."

Вольный чтец
28 августа 2007 года
Марат писал, что Дух всегда был, есть и будет абсолютным, то есть неизменным (неизменяющимся, неэволюционирующим, неулучшающимся, неразвивающимся).
Но, Марат, даже Бог Высший развивается и эволюционирует, иначе приобретает опыт засчет всего целого, Дух не может быть неизменным, он также как и все развивается по закону Божьему, по закону Духа.

Марат
16 сентября 2007 года
Относительно чего (или кого) Бог Высший развивается и эволюционирует? Другими словами, что (или кто) может являться базисом и шкалой, чтобы то, что Вы говорите, как-то можно было кем-то (пусть даже Сверхвысшим Разумом) засвидетельствовать?
Еще Шанкарачария, постигший Истину духовно одаренным (как Вы пишите) интеллектом, сказал: "Нет ничего, кроме Собственного Духа". Наш Дух и есть Бог, и нет ничего, кроме Бога. Тогда нет ничего, относительно чего бы можно было говорить об изменении Бога. Отсюда, Бог абсолютно неизменен.
Вся Вселенная находится в Самом Боге, и нет ничего, что выходило бы за Его рамки (не пространственно, а мета-информационно), поэтому в акте сотворения и развития Вселенной нет ничего, что бы было для Бога новым (неизведанным), то есть тем, что бы дало Ему опыт. Отсюда, Бог не получает опыт, Он лишь наслаждается.
P.S. Вся эта информация не является предметом постижения материального разума. Это суть выражение в примитивной словесной форме того, что постигается без мыслей, чувств и действий, того, что подтверждается состоянием Просвещенных Опытом, пусть даже это подтверждение проявляемо в той же примитивной форме.

Ekaterina, Самара
18 сентября 2007 года
Что такое душа? Что такое судьба? Есть ли смысл жизни? Кто такой Бог? Что такое истина? Что такое Дух? и т.д. Можно долго продолжать список вопросов, которые, скорее всего, без конкретного ответа, мнений много. А так хочется узнать...

Марат
23 сентября 2007 года
На мой взгляд, это важно - определить, что такое "душа" и что такое "Дух". Я поясню. В широкораспространенном представлении эти два понятия суть одно, однако, задаваясь целью познать свой Дух (как частичку Бога), становится как-то крайне неблагоприятно эти понятия не разделять. Почему? Да потому, что, не осознавая четко суть каждого из понятий, появляются очень распространенные и мной лично часто замечаемые в других последствия.
1. Либо в таком случае мы отрицаем существование Духа, и воспринимаем духовный рост как душевное развитие, забывая о медитации в принципе (как единственном способе именно духовного развития). Медитация становится в таком случае лишь ритуалом.
2. Либо мы в заботе о духовном росте часто не понимаем, что те или иные препятствия на пути духовного роста лежат часто в плоскости отсутствия душевного равновесия. Хотя, надо признать, что первое последствие куда более распространено. Именно по этой причине я и участвую в обсуждении тем о том, что такое "Дух" и что такое "душа".

Вольный чтец
12 октября 2007 года
Объяните, пожалуйста, что в Сахаджа Йоге подразумевается под "душевным равновесием"?

Марат
13 октября 2007 года
То и подразумевается.
Признаки: проявление качеств невинности, естественного целомудрия, миролюбия, щедрости, самодостоинства, сконцентрированности, заботливости об окружающих, мужественности, открытости, дипломатичности и мягкой речи, благоразумности, прощения и доброты. Развитые творческие способности, развитое чувство моральной ответственности, твердая жизненная позиция, исполнение четких моральных принципов, умение мягко убеждать и вести людей.
Средства достижения: интроспекция (самоанализ), работа над вниманием, очищение энергетических центров, балансировка каналов.
Примечание: в последнем списке нет медитации, так как она не является актом проявления нашей воли (усилий). Но следует учесть, что именно во время медитации наша энергия Кундалини способна беспрепятсвенно (а значит эффективно) работать над нашей тонкой системой, тем самым значительно способствуя "душевному равновесию". И мое глубокое (но, надо сказать, субъективное) убеждение, что для достижения искомого состояния необходимы наши волевые усилия, а значит медитации будет недостаточно.
Другое дело при этом - это духовное развитие (духовное самоосознание). Как уже писал выше, в сообщении выше: для этого незаменимым средством является именно медитация.

Вольный чтец
13 октября 2007 года
Ответьте, пожалуйста, еще на три вопроса, связанные по теме:
1. Является ли душевное равновесие мерой роста души, мерой наполнения души опытом (эмпирической реализацией ценностей) соответствия внутреннему Духу и его осознания?
2. Каково высшее предназначение/судьба души?
3. Для чего служит опыт нашей души?

Марат
14 октября 2007 года
1. Да.
2. Способствование самоосознанию.
3. Для исполнения ее высшего предназначения.

Вольный чтец
15 октября 2007 года
Тогда остается непонятным: почему с позиции Сахаджа Йоги у животных есть душа?

Марат
16 октября 2007 года
...потому что у всех живых существ она есть. Именно душа, эволюционируя из одной жизни в другую, из одной формы существования в другую, наполняется опытом осознания Духа. Человек, в отличие от животных, лишь имеет способность получить опыт осознания также посредством разума (интеллекта).

Вольный чтец
17 октября 2007 года
У собаки есть разум, способный знать человека, ее хозяина, однако неспособный знать Бога, который есть Дух; поэтому собака не обладает духовной природой и не может приобрести духовный опыт. У собаки может быть воля, данная ей природой и усиленная тренировкой, но такая способность разума не является духовной силой, как нельзя ее сравнивать и с человеческой волей, поскольку она не основана на рефлексии. Она не является следствием распознания более высоких и нравственных значений или выбора духовных и вечных ценностей. Именно обладание такими способностями к духовной проницательности и выбору истины делает смертного человека нравственным существом - обладателем души, наделенным атрибутами духовной ответственности и возможностью вечной жизни.
Животные живут для того, чтобы эволюционировать свою индивидуальную энергию, пройти "крещение" положительными вибрациями в своем существовании, и чтобы, в результате, иметь возможность воспользоваться этим опытом, продолжая одухотворять эту энергию (теперь - энергию души). Существование души, получается, зависит от возможности воли выбора, причем появление души связано с первым "нравственным" выбором.

Марат
17 октября 2007 года
У собаки нет интеллекта, одни лишь рефлексы. Но то, что заставляет идентифицировать хозяина, может идентифицировать и нечто духовное в сознании животного. Нет оснований опровергать это. Человеческий разум имеет равные (по крайней мере, не бОльшие) шансы по сравнению с рефлексами осознавать духовность.
Нравственность - это, по большому счету, кодекс условностей, имеющий опосредованное (посредством интеллекта) отношение к духовности. Это лишь зеркало (часто, кривое зеркало) духовности. В определенный момент становится даже пагубным привязываться к такому зеркалу, когда становится необходимым подняться до уровня дхарма-тита.
Согласно Сахаджа Йоге душой наделены все живые существа, а не только те, кто способен на нравственные выборы.

TANIA
18 октября 2007 года
Вольный чтец, Вы пишите: "Появление души связано с первым "нравственным" выбором". То есть получается по-Вашему, что душа вот так просто, откуда ни возьмись, появляется?!
Душа состоит из чакр, Кундалини и развивается в процессе эволюции. У животных душа находится в процессе развития, становления.
Также Бог является "Пашупати", то есть Тем, Кто держит под полным контролем животных, они не имеют свободы выбора, в отличие от людей.
"Нравственный" выбор, конечно, более "шлифует" душу людей.

Вольный чтец
19 октября 2007 года
Марат, а как же идеалы, включенные в нравственность? Именно ведь благодаря идеалам мы можем становиться более нравственными, именно идеалы помогают нам проявить свою духовность (свою внутреннюю суть) в нашей индивидуальной жизни.
Что такое дхарма-тита? Нигде в лекциях не нашёл.

Саша Белый Лотос, Кострома
19 октября 2007 года
Душа появляется изначально - так Господь "вдыхает" жизнь. Душа на греческом называется "psyhe". Это та субстанция, которая формирует тело человека, его нервную систему, остаточная часть которой "засыпает" в "пещере sacrum" (в переводе с греческого - "святая"), в треугольной кости у основания позвоночника, свернувшись в три с половиной оборота. На Востоке эту часть называют "Кундалини", то есть "свернутая спиралью".
Душа эволюционирует у всех по-разному, с разной скоростью и в разных направлениях, в рамках земных жизней. Когда душа человека соединяется с Духом, происходит познание Абсолютной Истины, так происходит познание Абсолюта-Бога. Затем возможна Богореализация - конечная стадия духовного роста.

Марат
20 октября 2007 года
Душа появляется тогда, когда появляется сознание, когда появляется индивидуальная жизнь. Проявление любой формы жизни исходит из индивидуальной души. Таким образом, даже у амебы есть душа.
Дух, как и душа, тоже есть в каждом живом существе. Но Дух проявляется по-иному. Душа проявляет себя любым признаком жизни, а вот Дух лишь самоосознанием (или осознания "не-Я").
Любые так называемые идеалы нравственности относительны. Только наивные мальчики и безумные старики этого не знают. Идеалы помогают нам, конечно, проявить свою духовность в нашей индивидуальной жизни, но до определенного момента. Нравственность - это основа Войда. Подобно, например, чувству вины, которое до определенного момента также помогает душевному развитию. Но в скором времени, когда появляется осознание Вираты, мы понимаем, что это чувство нас выше не поднимет, и даже будет тормозить, так как оно нас индивидуализирует, замыкает в эго.
Подобно этому и нравственность. В определенный момент оно становится такой же ловушкой, мешающей нам видеть духовность без преломляющих прямолинейных действий нашего суперэго.
Дхарма-тита описана в лекциях. Дхарма-тита - это состояние вне дхармы. Его не стоит пытаться понять. Его можно понять только после осознания (если угодно, прочувствования) этого состояния, поэтому ни в коем случае не пытайтесь что-то о нем вычитать, обязательно найти лекцию; не надо.

Сервер
26 октября 2007 года
Так можно ли считать наше тонкое тело душой?

Марат
27 октября 2007 года
Можно. Точнее, ее частью.

OlegOne, Набережные Челны
30 декабря 2008 года
На мой взгляд, душа - это то, что развивается в процессе эволюции сознания в природе. Если бы это было не так, то тогда она, душа, должна была быть еще до начала существования жизни. Душа - это опыт, накапливаемый в процессе многих жизней, до тех пор, пока она не осознает себя в материи или существе, и не станет неким объединяющим вокруг себя центром сознания, организующим и ведущим разум и жизнь к более великому существованию.
Душа, психическое существо - это наш ближайший путеводитель в поисках Духа, Его Силы, ибо она имманентна высшей природе сознания, наиболее близка и тождественна ей. Это искра, язычок пламени на пылающем огне Духа. Найти свою душу, довериться и следовать ее голосу есть первая задача ищущего. Душа не кричит, все, что ей нужно - это быть и все больше расти в этом Бытие до тех пределов, которыми располагает Господь.

Alex108
31 декабря 2008 года
Как говорил святитель Иоанн Златоуст: "Дуновение Бога есть действие Святого Духа, и это действие Святого Духа создало душу, не будучи само душой".
В Священных Писаниях приводится аналогия с двумя птицами на одном дереве, одна их которых Дух (Атман), вторая - душа (Дживатма). Поскольку существует лишь Дух, то душа является Его производной и в некотором смысле иллюзорна.

Mарат
11 января 2009 года
Притча: "Это не ведет к святости" Будда объявлял в каждом городе, куда бы не пришел: "Пожалуйста, не задавайте одиннадцать вопросов. Эти вопросы включают в себя все важнейшие понятия: Бог, душа, смерть, жизнь, истина и т.д."
Когда его спрашивали: "Почему?", он отвечал: "Потому, что на них не могут быть даны ответы. Не то, чтобы Я не знал ответы на них, но, во-первых, это невозможно выразить словами, во-вторых, познание этих вещей не способствуют святости жизни и не ведет к просветлению, а, в-третьих, эти вопросы создают верования, которые мешают вам воспринимать Истинную реальность. Спрашивайте о гневе и о том, как выйти за его пределы. Спросите о жадности, о привязанности, о трансформации. Спросите о том, как отбросить ум и достичь состояния медитации".

lazaar
23 декабря 2009 года
Здравствуйте. Разъясните, пожалуйста, конкретно, что такое колесо сансары? Знаю лишь, что это цепь перерождений и смертей. Но в каком теле: в человеческом или же еще в животном? И что происходит с душой, когда она выходит из сансары? Стирание кармы, то есть грехов в прошлых воплощениях, и освобождение от страданий и проблем, высшие миры, где гармония и идиллия в обществе?

Mарат
28 декабря 2009 года
Вы спрашиваете, в каком теле? В любом биологическом.
А вот что касается вопросов о том, что нас ждет: стирание кармы, освобождение от страданий или высшие миры, то я Вам лучше отвечу сборкой ответов Шри Матаджи на подобные вопросы.
Вопрос к Шри Матаджи: Действительно ли перевоплощение необходимо, пока самореализация не достигнута?
Ответ: Вот вы снова думаете о прошлом. Для чего так волноваться? Вы перевоплощались много раз, нет сомнения в этом. Но теперь стоит другой вопрос: где вы сейчас? Нет нужды подсчитывать перевоплощения, кто собирается это делать? Для чего вы хотите знать, сколько раз вы перевоплощались от амебы до этой стадии? Забудьте об этом! В это время, сейчас, у вас должен быть ваш Дух просвещенный. Хорошо? Забудьте о прошлом. Просто забудьте!
Знаете, Меня спрашивают, особенно в Индии, действительно ли кто-то из них был королем? Был ли я этим? Был ли я тем? Я им говорю, что Я не заинтересована историей. Один мальчик, очень любознательный, приехал и спросил Меня: "Мать, был ли я Наполеоном в последней жизни?" Я спросила: "Почему?" Он сказал: "Даже если я был, не говори мне, иначе я прыгну в море". Я сказала: "Нет, почему, что заставляет тебя думать так?" Он сказал: "Потому что я очень эгоориентированный, мое эго колоссальное, и еще, я очень хорошо рисую, поэтому я думаю, что эти две комбинации возможны только в Наполеоне". Я сказала: "Нет, нет, вы не были Наполеоном, не волнуйтесь". Он сказал: "Иначе я прыгну в море и приму другое воплощение!" Так что не волнуйтесь обо всем этом, хорошо? Это весьма увлекательно, это большое шоу, Я согласна с этим. Кто-то спросит: "Какова была моя последняя жизнь?" Вы были в Египте, какое это имеет значение? Были ли вы в Египте или в Тимбукту, какая разница? Люди платят деньги, чтобы узнать о себе, а им отвечают приятные вещи, понимаете? Вы должны задать таким людям вопрос: "Кем были вы сами в прошлый раз? Должно быть, были ослом! Иначе, почему вы берете деньги из этого?"
-- Публичная программа, Сидней, Австралия, 1981 год
Вопрос к Шри Матаджи: Верите ли Вы в перевоплощение?
Ответ: Да, конечно, перевоплощение существует. Без сомнения. И когда Христос сказал: "Я приду снова", то это означает, что есть перевоплощение. Но самое важное - кто вы теперь и что вы получили сейчас, это самое важное. Мы не должны волноваться, кем мы были в последней жизни. Какое это имеет значение?! -- Публичная программа, Брисбен, 5 мая 1987 года
Вопрос к Шри Матаджи: Каким будет конец света или человечества?
Ответ: Каким будет конец света? Снова мифический, очень мифический вопрос. Давайте не будем говорить о конце. Сейчас только начало. Когда рождается ребенок, мы уж точно не думаем о его смерти, не так ли? Так что лучше задумываться о начале этого нового мира и не думать о смерти и обо всех подобных вещах. Забудьте об этом ради времени начала. -- Публичная программа, Нью-Дели, Индия, 1983 год
Вопрос к Шри Матаджи: Вы упоминали об Аде и Небесах. Существуют ли Ад и Небеса?
Ответ: Конечно, конечно, существуют. Я должна сказать, да, конечно. Но забудьте об этом, сейчас Я говорю о Небесах, так что забудьте об Аде. Хорошо? -- Публичная программа, Майами, США, 1990 год


Другие разделы:
Что дает Сахаджа Йога?

Кундалини

Чакры

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Медитация

Вибрационное осознание

Практика

Вопросы и ответы